В ОП РФ обсудили методы подготовки замещающих семей

В ОП РФ обсудили методы подготовки приемных семей к временному проживанию детей.

«Нам нужно менять подход к обучению и подготовке замещающих семей» — Елена Альшанская

В Общественной палате РФ 6 ноября состоялся круглый стол «Новые вызовы в области подготовки замещающих родителей. Развитие компетенций замещающих семей как ответ на текущие потребности в семейном устройстве детей».

Общественники, профильные специалисты и приемные родители обсудили проблемы подготовки приемных семей для временного размещения детей, в том числе потребность в дифференцированном обучении кандидатов в приемные родители.

Сегодня в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, числится 47 279 детей. Это количество сократилось почти в четыре раза с 2005 года. Это значит, что число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех, кого отправляют в детские дома. А вот возврат детей из приемных семей обратно в детские учреждения достаточно большой, отмечает заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Елена Альшанская.

Цифры среднеевропейские, но если там большая часть возвратов происходит обратно в кровную семью ребенка и лишь мизерное количество в организации для детей-сирот, то в России ситуация иная. Такого количества возвратов ребенка в кровную семью не происходит.

«Главным образом потому, что сама схема временного устройства до возвращения не работает. У нас семейное устройство связано с тем, что мы помогаем детям, которые находились в зоне риска в кровной семье. Мы не можем одни риски замещать другими, их надо снижать. Но сегодня семейное устройство по разным причинам выстроено не идеальным способом. Оно предполагает проактивное устройство ребенка, исходя из его потребностей и интересов; отсутствует система ведения судьбы ребенка на всех этапах его жизни. Единственный правильный элемент, который выстроился у нас в стране за последние годы, — подготовка приемных родителей. Это действительно важный элемент, позволяющий снизить риски», — рассказала Елена Альшанская.

Родители, решившиеся взять в семью приемного ребенка, не всегда понимают, с какими трудностями могут столкнуться. Особого внимания требуют подростки и дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и еще одна, относительно новая для российского общества категория — дети, нуждающиеся во временном размещении. Поэтому и подготовка кандидатов в приемные родители должна быть дифференцированной, отметила общественница.

Представители ведущих школ приемных родителей познакомили участников круглого стола с разработанными и уже апробированными на практике обучающими модулями.

Психолог благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова отметила, что модули по подготовке замещающих семей решают самые разнообразные задачи — например, повышения родительских компетенций в сфере специального временного размещения; понимания родителями, зачем нужно работать с исходной семьей ребенка; реабилитационной работы с семьей; профилактики возврата или режима передышки, особенно это касается детей с особыми потребностями; коррекции по сроку размещения и многое-многое другое.

Руководитель школы приемных родителей Института развития семейного устройства Дина Магнат рассказала, что при подготовке приемных родителей не нужно их убеждать взять детей посложнее — возрастут отказы. Задача обучающих — оказать помощь в принятии решения, рассказать, с какими рисками они могут встретиться, развеять мифы и стереотипы.

Руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра» Наталия Мишанина поделилась опытом работы, ориентированной на приемных подростков. Наталия Мишанина считает, что теоретическая база должна дополняться практическими историями, причем не только позитивными. Эту задачу выполняют состоявшиеся приемные мамы и сами подростки, которые уже находятся в приемных семьях.

На мероприятии обсуждались такие вопросы, как необходимость законодательной легитимизации обучающих модулей как для специалистов, так и для кандидатов в приемные родители; усиление работы по развитию системы замещающих семей и обучения приемных родителей в регионах; организация выездных школ подготовки; сотрудничество с профильными вузами и другое.

Подводя итоги мероприятия, Елена Альшанская еще раз отметила, что больше всего в семейном устройстве нуждаются подростки, дети с различными нарушениями и дети, которым нужна замещающая семья на то время, пока с их родной семьей работают специалисты или ее члены находятся в местах лишения свободы. А для того чтобы такие семьи развивались, нужны новые компетенции, новый подход к обучению и подготовке замещающих семей.

«Об этом говорили родители приемных детей. Это важно, и мы понимаем, что сегодняшняя ситуация не отвечает потребностям и вызовам реальных детей, которые нуждаются в семейном устройстве. В первую очередь компетенций не хватает не приемным семьям, а специалистам, которые готовят приемные семьи. У нас должен быть комплексный подход с точки зрения работы с кровной семьей, с точки зрения определения ресурсов и потребностей для устройства в приемную семью и необходимости сопровождения приемной семьи. Мы не должны разрывать эти процессы. У нас есть такие важные темы, которые не включены полноценно в обучение и подготовку приемных семей. Это работа с детьми с ОВЗ — какие-то особые условия и потребности детей, имеющих тяжелые заболевания. Это дети, которые переходят в подростковый возраст или подростки, которых берут в приемные семьи часто с очень завышенными ожиданиями, — иногда это заканчивается возвратами», — отметила Альшанская.

Необходимо существенно расширить основную программу подготовки школ приемных родителей, выделить отдельные направления обучения для желающих взять ребенка с ОВЗ или подростка, особое внимание уделить компетенции семей, готовых взять ребенка на время, считает Елена Альшанская.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 06.11.2018, 19:36