Вячеслав Никонов: мы должны готовить детей к миру будущего

Об этом Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, выступая в ходе правительственного часа с участием Министра просвещения РФ Ольгой Васильевой. В Комитете с тревогой отметили недофинансирование системы образования в РФ.

«Мы должны готовить детей к миру будущего. И эта подготовка должна осуществляться на совершенно новой основе. Мир будущего будет определяться биотехнологиями, 3D-технологиями, будет определяться […] новыми материалами, робототехникой и искусственным интеллектом», — сказал Вячеслав Никонов, подчеркнув, что уже через 10 лет многие привычные на сегодняшний день профессии просто отомрут.

Председатель Комитета по образованию и науке, говоря о тех проблемах, с которыми сейчас сталкивается российская система образования, обратил внимание на то, что «мы увеличиваем расходы на строительство новых школ. Но задача, поставленная Президентом, — ликвидировать вторую смену к 2025 году не будет решена даже при повышенных темпах финансирования».

По словам Вячеслав Никонова, с 2015 года, когда Президент РФ Владимир Путин соответствующую задачу поставил, детей в школы пришло больше, чем выпустилось и больше, чем было создано новых мест.

В качестве еще одной проблемы, которая требует решения, парламентарий обозначил обеспечение школ высокоскоростным интернетом.

«Мир развивается гораздо быстрее, чем мы обновляем государственные образовательные стандарты», — отметил Вячеслав Никонов.

Председатель Комитета обратил внимание на то, что необходимо развивать систему среднего профессионального образования, чтобы дети учились «на том предприятии, на котором они будут работать через два года». «Нужно государственно-частное партнерство», — сказал он, добавив, что над соответствующим законодательным обеспечением данного вопроса профильный Комитет работает.

«Система недофинансирована, мы экономим на том, на чем не должны экономить. Потому что инвестиции в образование – это инвестиции в будущее», — заявил Вячеслав Никонов, поскольку если этих инвестиций не будет, «мы можем этого будущего не дождаться».

Также в рамках «правительственного часа» выступила Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова с анализом государственной программы «Развитие образования». Ранее Председатель ГД Вячеслав Володин поставил задачу усилить парламентский контроль за ходом подготовки и реализации госпрограмм.

«Мы проанализировали полномочия Министерства образования и министерств субъектов РФ, и, к сожалению, мы не обнаружили там конкретных механизмов, которые позволяют строить систему управления образованием в Российской Федерации. Также и не нашли, кто конкретно несет ответственность за содержание этого образования», — отметила Ольга Савастьянова.

Она добавила, что профильный Комитет будет осуществлять «постоянный мониторинг» хода реализации госпрограммы «Развитие образования», и программа «будет стоять на контроле».

Предложения фракций

В ходе «правительственного часа» традиционно выступили представители четырех парламентских фракций. Депутат от фракции КПРФ Вера Ганзя указала на необходимость увеличения финансирования системы образования, в том числе в вопросах увеличения зарплат учителям, увеличения расходов на капитальные ремонты школ, а также на необходимость дополнительного технического оборудования школ, в первую очередь сельских.

Отдельно Веря Ганзя обратила внимание на проблематику безопасности школ, чтобы за охрану учащихся отвечали профессионалы, которые, в случае опасности, могут дать отпор злоумышленникам. «Пусть Росгвардия это делает», — заявила парламентарий.

Борис Чернышов из фракции ЛДПР в своем выступлении остановился на необходимости значительного расширения института школьных психологов. «Это крайне важный вопрос. 0,25 ставки — очень мало, недостаточно. Должна быть полная ставка у школьных психологов», — сказал парламентарий, подчеркнув, что именно школьные психологи могут помочь впредь не допустить таких трагедий, которая произошла в Керчи.

Также Борис Чернышов заявил о том, что школьников нужно больше учить правилам дорожного движения, поскольку, по его словам, сейчас этой теме в обучении детей уделяется «недостаточно внимания».

Алена Аршинова («Единая Россия») в свою очередь обратила внимание на обеспечение школьников транспортом: «Школьные автобусы – это не просто транспорт, это доступность образования, и нам бы хотелось, чтобы Министерство просвещения заняло здесь более активную позицию».

Она обратила внимание Министра просвещения на то, что российские учителя на сегодняшний день «работают без медицинского сопровождения, без логопедов, без психологов. Мы с коллегами, с Дмитрием Морозовым, внесли законопроект. Мы считаем, что медицинский персонал должен вернуться в образовательные организации. Мы [законопроект] внесли по просьбе родителей, педагогов», — заявила парламентарий, обратившись к Ольге Васильевой, чтобы законодательная инициатива получила также и поддержку профильного министерства.

«Единая Россия» рассчитывает на совместную работу с Министерством просвещения», — резюмировала Алена Аршинова.

Заместитель Председателя ГД от фракции «Справедливая Россия» Ольга Епифанова заявила о необходимости совершенствования системы профориентации и профессиональной подготовки, отметив, что «по ряду специальностей развивается кадровый голод». В частности, по ее словам, необходимо внедрить проект ранней профориентации школьников. Ольга Епифанова напомнила, что о необходимости этого прямо говорил в своем Послании Президент РФ Владимир Путин.

Источник: Новости Госдумы, 07.11.2018, 12:55