О возможностях, которые Москва предоставляет женщинам бизнеса

Чем уникальна Москва с точки зрения женщины, открывающей собственное дело? На что обратить внимание? О каких возможностях, которые предоставляет город, стоит знать? Мнения и рекомендации успешных бизнес-леди и руководительниц предпринимательских сообществ — в материале mos.ru.

На территории «Цифрового делового пространства» на Покровке состоялся форум Сообщества предпринимателей Москвы. Встречи организует городской Департамент предпринимательства и инновационного развития. Цель сообщества — создать в столице комфортную среду для бизнеса. Предприниматели могут встретиться с экспертами и представителями власти, пройти тренинги для развития необходимых им компетенций, получить консультации, обменяться опытом и найти новых партнеров.

Очередную встречу посвятили вопросам поддержки и развития женского бизнеса в столице. Ключевые спикеры — успешные предпринимательницы и лидеры бизнес-сообществ — рассказали mos.ru о том, как Москва помогает женщинам в бизнесе и как действовать в мегаполисе начинающим бизнес-леди.

Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе:

Анастасия Татулова

— К сожалению, в России пока не очень много комфортных городов для ведения бизнеса. Москва постепенно становится флагманом в этом вопросе. В столице много возможностей, много предпринимателей, активное сообщество. Московские власти твердо решили укрепить позиции города как предпринимательской столицы мира. И я уверена: так как получилось сделать город комфортным для жителей, получится и для предпринимателей, просто нужно немного времени и активное участие предпринимательского сообщества.

Свою первую немецкую печь для кафе мы купили на московскую субсидию — без нее мы не смогли бы себе этого позволить, для нас это было дорого. И мне известно об очень удачных бизнес-проектах в нашей сфере, которые получились благодаря гораздо большим субсидиям. Надо пользоваться всеми этими вещами. Иногда предпринимателям просто лень искать, смотреть, что предлагают. Но на самом деле возможностей довольно много.

История вопроса

Слава богу, что город уделяет этому внимание, что сейчас начали об этом разговаривать. Информации раньше было маловато, и получалось, что тот, кто настойчив и хочет что-то найти, тот находит. Для предпринимателя это важный навык. Но то, что город начинает все это популяризировать, освещать и давать много информации, что появляются источники, где обо всем можно узнать, — очень здорово. Это абсолютно точно поможет еще быстрее сделать нас предпринимательской столицей.

Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов, серийный предприниматель, эксперт в области автоматизации бизнеса и оптимизации бизнес-процессов, систем мотивации персонала:

Барно Турсунова

— Сегодня наша сеть — самая инновационная и одна из крупнейших: 130 автосервисов в России и СНГ. Мы занимаем восьмое место в рейтинге самых популярных франшиз РБК и четвертое в рейтинге самых выгодных франшиз Forbes. Прошлогодний оборот нашей компании — один миллиард 250 миллионов рублей.

Изначально мы планировали уехать в Америку за американской мечтой. У нас не получилось — нам не дали визу. Мы даже назвали книгу о том, как строили свой бизнес, «Однажды не в Америке». Мы приехали в Москву, и я считаю, что это было самое правильное решение в нашей жизни, потому что там у нас вряд ли все получилось бы так. И я очень благодарна судьбе, что мы оказались именно здесь, где существуют огромные возможности для предпринимателей, просто ими надо правильно воспользоваться.

Для развития бизнеса нам ни с кем не нужны были никакие «дополнительные договоренности». Это, мне кажется, большой плюс для предпринимателей — если есть возможность развиваться без каких-то дополнительных знакомств. С такими шансами любой предприниматель может стать успешным.

Я очень рада, что мы начали свое дело в Москве — это наш город и наша сильная сторона. Покорять Москву очень сложно, но когда начинаешь именно с этого, остальное уже мелочи жизни.

Наталья Захидова, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса»:

Наталья Захидова

— За 20-летнюю историю существования нашей организации имидж женщины-предпринимателя претерпел существенные изменения. Сегодня женщины открывают бизнес, в первую очередь руководствуясь желанием создания ценностей. Масштаб бизнеса при этом может быть любым. Тенденция актуальна не только для регионов и столицы, но и для всех стран и континентов.

Один из недавних крупнейших международных конгрессов женщин-предпринимателей проходил как раз в Москве и собрал на своей площадке почти 40 стран-участниц, свыше 500 предпринимательниц. Принимающей стороной выступили «Женщины бизнеса» (общероссийская общественная организация. — Прим. mos.ru). Мероприятие прошло при поддержке Правительства Москвы, что дало возможность сообществам женщин-предпринимательниц в рамках сессий, круглых столов и дискуссий провести эффективный диалог.

Москва задает тренд всей стране в формировании сообществ и работе с ними. Когда есть сообщество, есть возможность внести вклад в формирование ценностей и способствовать разработке мер системной поддержки женского предпринимательства. Деятельность сообществ в том числе делает коммуникацию более эффективной. В последнее время взаимодействие сообщества и власти перешло на качественно новый уровень. Ключевое изменение — начало диалога, что сигнализирует о движении в правильном направлении. А диалог есть. На своей площадке мы регулярно проводим форсайт-сессии, на которые всегда приходят представители Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.

История вопроса

С точки зрения поддержки, консультирования, обучения все это Правительство Москвы, Департамент поддержки предпринимательства также сегодня предоставляют. Например, Департамент регулярно проводит обучающие мероприятия — начиная с семинаров по финансовой грамотности и заканчивая лекциями об основах ведения бизнеса. Благодаря этому можно получить хорошую базу — азы предпринимательства.

Вероника Пешкова, посол доброй воли ООН по промышленному развитию (ЮНИДО):

Вероника Пешкова

— Московский формат ведения бизнеса, с одной стороны, отличается тем, что в столице больший доступ к рынку — просто в силу того, что он большой. Но московские женщины-предприниматели сталкиваются с совсем другой ситуацией — ведение бизнеса здесь дорого: аренда, люди, реклама.

Я думаю, московская программа вполне может быть нацелена на то, чтобы сделать наших предпринимательниц более открытыми миру. Американка, только начиная бизнес, уже в ранних планах рисует, как сделает его международным. Россиянка в лучшем случае в самых смелых мечтах представляет, как выйдет в соседний регион. Мне кажется, именно для столицы, для того уровня предпринимателей, который есть здесь, нужно обязательно рассматривать такой формат, который позволяет показать миру, что Россия умеет делать не только танки и ракеты, но и еще много всего разного и хорошего. Мне кажется, эта тенденция должна пойти из Москвы.

Главным барьером к открытию своего дела и предприниматели, и предпринимательницы считают отсутствие доступа к финансам. А дальше мнения разделяются: для мужчины второй барьер — страх провала, а для женщины — внутреннее ощущение недостатка необходимых знаний и навыков. Как таковой тут же рождается ответ: нам нужны специализированная образовательная, информационная поддержка, популяризация и ролевые модели успешной практики и лучшие программы доступа к финансовым ресурсам — как для женщин, так и для мужчин.

Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 15.11.2018, 17:34