Половина учителей математики не справилась с тестом по предмету

Для повышения качества преподавания в школах нужно снижать нагрузку на учителей и резко наращивать эффективность системы повышения квалификации, делать ее более адресной, технологичной и гибкой. Об этом заявила модератор тематической площадки ОНФ «Образование», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, пишут «Известия» (ссылка наша. - Админ.).

«Результаты исследования, опубликованные Рособрнадзором на этой неделе, серьезно накалили градус общественной дискуссии об уровне подготовки учителей. Шутка ли – половина преподавателей математики не справились с заданиями проверочных работ. Стали возникать вопросы, означает ли это их вопиющую некомпетентность и не последуют ли за низкими результатами массовые увольнения педагогов», – рассказала Духанина.

Во-первых, по ее словам, массовых увольнений учителей быть не может. Никаких правовых оснований для этого нет: «Кроме того, исследование проводилось деперсонифицированно. Это значит, что личность учителя, который выполнял задание, установить невозможно никому: ни директору школы, ни управлению образования, ни Рособрнадзору».

Во-вторых, необходимо помнить о том, что исследование проходит в рамках апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), а ее основная задача – понять, насколько эти материалы позволяют оценивать учителей по всей стране, сказала Духанина.

«По словам организаторов, в 2018 году у педагогов проверялись предметные и методические компетенции. В работы для учителей вошли задания на знание материала школьных предметов, на умение решать методические задачи и оценивать работы учеников. Эти задачи приняты за основу как модель, но итоговая версия должна появиться только к 2020 году. Сегодня в России разрабатываются и апробируются несколько моделей оценки уровня профессионализма учителя. Работы ведутся как на федеральном, так и на региональном уровне – некоторые субъекты предлагают свои собственные модели аттестации педагогов. Решения, какие именно задания лягут в основу единой для всех системы, пока нет, и оно не может быть принято без детальной профессионально-общественной экспертизы», – отметила Духанина.

Он отметила, что сама по себе диагностика не меняет ситуации. Тот факт, что российская школа испытывает сложности с организацией преподавания математики, не является секретом. Да, российские ученики побеждают и занимают призовые места в международных олимпиадах, становятся обладателями различных премий и лауреатами грантов. Но в целом по стране заметна нехватка учителей, особенно в сельских школах. 40% из 3 тыс. педагогов, опрошенных экспертами Общероссийского народного фронта в 2018 г., сообщили о дефиците учителей математики, алгебры, геометрии. О нехватке преподавателей математики говорят и эксперты национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Часто учителя этого предмета работают на нескольких ставках либо их заменяют педагоги без базового математического образования. Даже школьники, согласно опросам ОНФ, чувствуют дефицит своих знаний и связывают это не только с самодисциплиной, но и с уровнем преподавания, рассказала Духанина.

«Поэтому вне зависимости от того, какая модель оценки уровня педагогов будет принята, мы столкнемся с необходимостью повышения качества преподавания. Для этого нужно снижать нагрузку учителей и резко наращивать эффективность системы повышения квалификации, делать ее более адресной, технологичной, гибкой. Это будет актуально как для самой высокой ступени учительского роста – старшего учителя, так и для тех педагогов, которые не пройдут новую систему аттестации. У них должна быть возможность приобрести недостающие компетенции, будь то предметные, коммуникативные или методические. И неизбежно встанет вопрос привлечения к работе в школе лучших профессионалов – сильных предметников, разработчиков индивидуальных траекторий развития, проектировщиков образовательной среды. Сегодня это единичные специалисты, часто переходящие из одного крупного проекта в другой. А нужны они будут не в отдельных школах, а повсеместно», – отметила она.

Также Духанина сообщила о необходимости нормализации системы оплаты трудаОна должна разрабатываться одновременно с новой системой учительского роста: «Нельзя повторить ошибки десятилетней давности, когда осуществлялся переход на эффективный контракт. Многим учителям тогда не добавили мотивационную часть к некогда гарантированному окладу, а поделили оклад на две части, одну из которых – стимулирующую – со временем начали урезать. Через пару лет мы должны будем максимально безболезненно перейти к трехуровневой системе учительского труда и соответствующей системе оплаты. И от того, насколько этот процесс будет подкреплен всеми необходимыми ресурсами, зависит во многом выведение российской школы в десятку лучших в мире».

Источник: Общероссийский народный фронт, 16.11.2018, 12:25