Поколение Z: готова ли молодежь к цифровизации?

Поколение Z: готова ли молодежь к цифровизации?

27 ноября в Общественной палате РФ на круглом столе Профессионализация молодежи: риски и возможности создания цифровой экономики в России эксперты Финансового университета при Правительстве РФ впервые представили результаты исследования влияния цифровизации на профессионализацию молодежи.

«У нас появилось поколение Z — первое поколение, выросшее при социальных сетях. Интерес к этому исследованию состоит в том, что оно изучает отношение молодежи к работе при дальнейшей цифровизации экономики и общества. Об этих процессах говорил Президент России, о них говорится и в некоторых проектах, рассчитанных на долгосрочное развитие страны. Поэтому важно знать, насколько готова или не готова наша молодежь к таким изменениям», — пояснил Константин Комков, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

О результатах исследования рассказала профессор Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета, заведующая кафедрой социально-политических исследований и технологий МПГУ Елена Бродовская.

Так, абсолютное большинство молодежи (68 процентов) в той или иной степени выражают несогласие с тем, что профессию необходимо выбирать раз и навсегда. Обратного мнения придерживается только треть молодежи (32 процента), при этом преобладающая часть не уверена в своем мнении. Подавляющее большинство молодежи (87 процентов) считает, что профессий в жизни человека может быть много.

Практически вся молодежь (89 процентов) придерживается установки, что умение и готовность учиться на протяжении всей жизни гарантирует успех в будущем. В необходимости перманентного обучения в значительно большей степени убеждены молодые специалисты, активные пользователи социальных сетей с высоким потреблением интернет-контента.

Для большинства молодежи (66 процентов) в выборе профессии важно получение высокого заработка. Однако для практически всей молодежи (95 процентов) первостепенное значение в будущей профессии имеет возможность самореализации и получение удовольствия от работы.

Чуть менее половины (47 процентов) молодежи в той или иной степени убеждено, что поступление в престижное учебное заведение гарантирует успех в будущем. В этом в большей части убеждены старшеклассники и молодежь с высоким уровнем достатка.

Согласно данным массового опроса, для 90,2 процента российской молодежи интернет является важным или абсолютно незаменимым источником образовательной и профессиональной информации; 78,3 процента молодых россиян проводит в глобальной сети более четырех часов ежедневно, из них около 38 процентов — до восьми часов в сутки. Для 47 процентов молодежи РФ интернет — это в первую очередь средство получения информации и публичной коммуникации, позволяющее сформировать профессиональный имидж.

59,3 процента российской молодежи ориентированы на активное применение цифровых коммуникаций для получения профессиональных знаний и умений, а 40,7 процента довольно пассивны в осуществлении образовательных и профессиональных интеракций в связи неосознанностью профессионального выбора.

Исследование выявило особое расположение молодежи России к таким сетевым практикам, как построение бизнеса онлайн (50,5 процента), развитие онлайн-сетевых форм добровольческих/волонтерских организации (64,6 процента), госуслуги онлайн (72,4 процента), творческая самореализация онлайн (75,4 процента).

Исследователи установили, что 40,2 процента российской молодежи встречается с проблемой кибербуллинга, 49,3 процента — называют проблемой провоцирование в сети на рискованные поступки; 91,2 процента опрошенной молодежи отмечает недостоверную/фейковую информацию в цифровой среде; 57,9 процента молодого поколения России признают, что регулярно испытывают в сети нарушение собственной неприкосновенности, 91,8 процента молодых россиян заявляют о проблеме изобилия ненормативной лексики в интернет-контенте; 69,3 процента — утверждают о постоянных вирусных атаках в глобальной сети, 43,3 процента молодежи считают проблемой широкое распространение экстремистских сообщений в интернете.

Интересно, что среди антидеструктивных иммунитетов российской молодежи лидирует более избирательный/осторожный подход к веб-серфингу (56,2 процента), на втором — усиление обеспечения безопасности гаджета (46,5 процента), на третьем — тактика получения совета друзей (38,0 процента), почти каждый четвертый молодой россиянин вовсе игнорирует освоение методов преодоления интернет-рисков (24,2 процента), лишь 12,1 процента обращаются за помощью к родителям, только 7,3% готовы обратиться в правоохранительные органы для решения проблемы деструктива в глобальной сети. И лишь 5,3 процента молодых россиян готовы обратиться за помощью к педагогам в этом вопросе.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 27.11.2018