АСИ разработало Атлас лучших практик неформального образования

В Атлас лучших практик неформального образования вошло 30 решений, которые были отобраны в результате интервью представителей этих практик и анализа вовлеченности детей в сферу досуговой занятости в 7 федеральных округах РФ. Презентация атласа, разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с АНО «ДПО «Открытое образование», прошла 7 декабря в Москве в рамках V Всероссийского совещания работников дополнительного образования.

«Появилась тенденция, когда наши дети все больше уходят в соцсети, на цифровые платформы, собираются в неформальные объединения. АСИ агрегировало этот опыт вместе с АНО «Открытое образование» и сегодня мы представляем атлас неформальных образовательных практик. Это инструкция по применению, как взять ту или иную практику и пошагово ее реализовать. В этом могут быть заинтересованы органы государственной власти, муниципалитеты, образовательные учреждения, лидеры НКО. Наша задача сделать образовательные программы для детей конкурентными и повысить их качество, чтобы они были интересны им и их родителям», - сказал руководитель программы департамента по развитию новых форм образования АСИ Борис Соловьев.

Атлас представляет собой набор кейсов неформального образования из регионов с методикой их тиражирования. В сборнике есть ответы на вопросы: какие бывают типы практик, чем они могут быть полезны, что нужно сделать, чтобы реализовать практику, какие для этого нужны ресурсы и какие этапы пройти. В атласе есть контакты лидеров, с которыми можно связаться и получить более подробную информацию.

Борис Соловьев сообщил, что Атлас лучших практик неформального образования в ближайшее время будет размещен в свободном доступе на сайтах навыкибудущего.рф и asi.ru.

Как пояснил генеральный директор АНО «ДПО «Открытое образование» Александр Попов, эти практики могут жить самостоятельно, не зависимо от государственных структур – у них нет обязательного лицензирования и стандартизации, они могут реализовываться необразовательными учреждениями и командами без юридического лица, могут существовать вне правового поля.

«Идея неформального образования - это проприватизация существующего регионального, муниципального дополнительного образования. Эти практики живут и будут жить сами и самостоятельно, без воли кого бы ни было», - сказал он.

По мнению координатора проектов АНО «Открытое образование» Екатерины Вишневской, такие неформальные образовательные практики работают вне контекста внешних запросов министерства просвещения. Их результаты и эффекты могут быть полезны в ситуации модернизации системы дополнительного образования, есть чему поучиться - привлечь данный ресурс, перенять опыт.

Екатерина Вишневская рассказала, как шла работа над атласом и перечислила критерии, на основании которых определяются практики неформального образования.

  • Спроектированный образовательный результат и ответственность за него
  • Спроектированная система организации образовательной деятельности
  • Автономия от обязательной государственной стандартизации и регламентации
  • Открытость входа в практику
  • Содержание или подход должны быть отличными от формального образования, инновационность, современность
  • Гибкость, актуальность, практикоориентированность
  • Добровольность, внутренняя мотивация и личные цели
  • Ориентация на запрос участника
  • Горизонтальные отношения

Содержание и подходы неформальных практик должны быть отличными от тех, которые есть в обязательном образовании, считает Екатерина Вишневская. «Это то место, где развивается инновационная педагогика, где быстро происходят изменения, и мы можем увидеть современность в образовательном подходе. Неформальное образование – гибкое, актуальное, практико-ориентированное. Нужно делать здесь и сейчас то, что актуально на данный момент, или действовать по запросу тех людей, которые непосредственно являются участниками практики», - сказала она. 

Текст: Елена Будилина

Источник: Редакция сайта АСИ, 09.12.2018