В ОП РФ подвели итоги пилотного проекта по созданию в регионах системы долговременного ухода

«Системе долговременного ухода не обойтись без привлечения частных инвестиций и сотрудничества с НКО» — Елена Тополева-Солдунова

В Общественной палате РФ 20 декабря прошел круглый стол Система долговременного ухода: результаты первого года пилотного проекта, опыт взаимодействия государства и общественных организаций, на котором рассказали о реализации комплекса мер по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами в шести регионах России.

Пилотный проект, запущенный летом 2018 года, реализуется в рамках поручений Президента РФ и в настоящее время включен в нацпроект «Демография». В число пилотных регионов вошли Новгородская, Костромская, Тверская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. Среди реализуемого комплекса мер — обеспечение граждан сбалансированным социальным обслуживанием в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуги на дому и медицинской помощи с привлечением патронажной службы и сиделок.

Проект реализуется тремя сторонами — это благотворительный фонд «Старость в радость», Минтруда России и Агентство стратегических инициатив при поддержке Общественной палаты РФ, рассказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова. После тестирования в пилотных регионах проект должен стать общефедеральным: система долговременного ухода будет запущена во всех субъектах Российской Федерации.

«Для того чтобы это случилось, предстоит еще много сделать. Мы познакомились с промежуточными результатами проекта и видим, что те изменения, которые уже происходят, очень значимы для всех тех сторон, которые в нем участвуют. Эти граждане, нуждающиеся в долговременном уходе и изменении качества жизни, до сих пор не все могли претендовать на должный уровень ухода, заботы, внимания к себе. Главная задача проекта — там, где это возможно, поддерживать самостоятельную жизнь граждан, дать всестороннюю поддержку и самому человеку, и его семье, которая часто просто не знает, как помочь близкому», — подчеркнула общественница.

Елена Тополева-Солдунова обозначила целевые группы проекта: это люди, нуждающиеся в уходе, их родственники, семья, окружение, специалисты, включенные в систему по оказанию услуг долговременного ухода. Речь идет не только о людях старшего возраста, отметила она, но и о других гражданах, нуждающихся в таком уходе.

«Для Общественной палаты проект представляет особенный интерес не только в плане участия регионов, но и участия в нем как государственных структур, так и некоммерческого сектора и экспертных организаций. Такой триумвират — редкий пример того, как именно НКО инициировала проект и добилась его реализации на государственном уровне. Это очень важный опыт, который необходимо изучать», — сказала Елена Тополева-Солдунова. Она настаивает на том, что необходимо повышать роль НКО как поставщиков социальных услуг гражданам.

Первыми итогами пилота можно гордиться, и уже нужно подумать, какие еще новеллы стоит протестировать в его рамках, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок, которая рассказала о флагмане социального развития столицы — проекте «Московское долголетие», запущенном весной этого года.

«На мой взгляд, правильно было бы заниматься активным долголетием в рамках возрастного периода 40+, а не только 50, 55+, как это происходит сейчас, чтобы как можно раньше подготовить и себя, и свои семьи к активному долголетию. Поэтому мы рассматриваем, как этот проект развернуть на более ранний возраст. Наша комиссия поддерживает движение фонда “Старость в радость”, и мы хотели бы узнать, что еще может сделать Общественная палата, чтобы продвинуть ваши идеи, донести их до власти, до бизнеса, который тоже должен включиться в эту работу», — сказала она.

Большой победой стала поддержка проекта Президентом РФ Владимиром Путиным и вице-премьером Правительства РФ Ольгой Голодец, отметила директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина.

По мнению общественницы, самое сложное в этом проекте — перестроить то, что годами формировалось, ведь речь идет не о новых сущностях, а о налаживании тех элементов системы, которые уже есть вокруг человека, но которые нуждаются в координации. Эта система может стать своеобразным зонтиком — собрать вместе всех, кто связан с поддержкой людей с дефицитом самообслуживания.

«Дефицит самообслуживания может быть у пожилых людей, у инвалидов, у детей с орфанными заболеваниями — в любом случае этот дефицит надо компенсировать, потому что все хотят достойного качества жизни, все хотят быть активными. Не менее важно подумать о тех, кто ухаживает за своими родственниками с дефицитом самообслуживания. Мы стараемся придумать разные методы поддержки, которые надо объединять, стыковать — система должна быть максимально универсальной», — поделилась Елизавета Олескина.

Одна из задач пилота — понять, сколько людей нуждается в долговременном уходе и, как следствие, определиться с объемами и источниками финансирования столь масштабного проекта, отметила она.

Руководитель проектного офиса благотворительного фонда «Старость в радость» Александр Шкребело рассказал о том, что для отработки системы в двух муниципальных образованиях каждого их шести регионов были отобраны организации: два центра социального обслуживания, два психоневрологических интерната, два дома престарелых, две медицинские организации — больница и поликлиника.

«Работа проходила в несколько этапов: это выявление, типизация и организация компенсации функциональных дефицитов человека. На первом этапе выявляются люди, нуждающиеся в социальном обслуживании, которых раньше система не видела. В процессе типизации проходит разработка индивидуальной программы работы государственных органов с этим человеком. На этапе компенсации дефицитов силами медицинских организаций и органов социальной защиты выполняется работа по обслуживанию человека», — так, по его словам, проходила работа в пилотных субъектах.

По данным фонда «Старость в радость», за полгода работы проекта было опрошено более 20 тысяч человек на предмет определения их потребностей. Информация о 1660 гражданах, которых раньше система не видела, но которые нуждаются в долговременном уходе, была передана из органов здравоохранения в социальные службы; 1216 граждан уже получают уход. В регионах было обучено 1225 специалистов — они прошли большие учебные циклы, узнали, как осуществлять уход за такими людьми, как к ним относиться.

С итогами реализации пилотного проекта участников конференции познакомили делегации из Костромской, Псковской и Рязанской областей. Самое главное, отметили эксперты, стало понятно, какова потребность в системе долговременного ухода, какова доля людей, нуждающихся в ней. Сформирован перечень показателей, на которые напрямую влияет система. Пилот показал, что компенсация функциональных дефицитов человека должна включать в себя как социальные, так и медицинские компоненты. Уже есть первые косвенные эффекты, полученные в ходе реализации проекта: уменьшилось количество вызовов скорой помощи и госпитализации к тем, кто получал помощь.

Среди основных итогов первого этапа работы — подготовка методологии системы долговременного ухода. Задача следующего года — определение себестоимости системы, трудоемкости процесса, т.е. расчет экономики. Кроме того, в 2019 году, когда в пилот войдет уже 12 субъектов, будут решаться вопросы по системе контроля качества и требованиям к нормативно-правовым документам. В 2020 году произойдет внедрение системы IT-решения и системы информирования получателей услуг, а участие в программе примут 18 субъектов.

Уже сейчас ясно, что запуск системы долговременного ухода потребует серьезных финансовых вложений, и государство не должно в одиночку решать эту задачу, считают эксперты. Необходимо развивать государственно-частное партнерство для компенсации этих затрат. А главными помощниками госучреждений здравоохранения и соцзащиты в регионах должны стать социально ориентированные НКО, благотворительные организации и волонтеры.

«Перед нами стоят амбициозные задачи в национальных и федеральных проектах, в них должны быть вложены серьезные средства. Но поставлена и другая задача — привлекать туда внебюджетные средства. Что касается тех задач, о которых мы сегодня говорим, без привлечения частых инвестиций, без сотрудничества с некоммерческими организациями эти задачи не решить», — резюмировала Елена Тополева-Солдунова.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 20.12.2018, 19:24