«Система профилактики осталась глуха к школьному конфликту»

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка подвела итоги экстренного рабочего визита в Курганскую область в связи с чрезвычайным происшествием в средней общеобразовательной школе г. Шадринска, в результате которого 21 марта пострадали семь детей.

Итоги рабочей поездки Анна Кузнецова обсудила на рабочей встрече с главой региона Алексеем Кокориным и в ходе межведомственного оперативного совещания руководителей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием представителей исполнительной власти региона, правоохранительных структур, социального блока правительства Курганской области. С конкретными предложениями по недопущению подобных ЧП выступили представители всех профильных ведомств и силовых структур региона.

В последнее время произошло несколько случаев агрессивного поведения школьников в различных российских регионах. В числе главной проблемы, выявленной по итогам рабочих визитов в регионы, где пострадали дети от нападений одноклассников, Анна Кузнецова назвала отсутствие превентивных мер психологической помощи учащимся и низкую квалификацию кадров.

Детский омбудсмен представила руководству региона перечень выявленных нарушений. В частности, в Шадринской школе в 2016 году был зарегистрирован суицид учащегося. По результатам прокурорской проверки причиной его стала, к сожалению, некомпетентность психолога. Кроме того, девочка, обстрелявшая из пневматического пистолета одноклассников, ранее уже уходила из дома. В этой связи Анна Кузнецова подняла вопрос подготовки школьных психологов. «К сожалению, никто не услышал вовремя тот крик о помощи, который был. Вначале это был конфликт, который дошел до крайней степени. Ни школа, ни специалисты, вся система профилактики оказалась глуха к тому, что происходило. Вдвойне тревожит, что ситуация повторяется», - подчеркнула детский омбудсмен.

Участники совещания внимательно выслушали информацию детского омбудсмена о выявленных недостатках, проанализировали ситуацию и высказали ряд конкретных предложений по улучшению работы органов системы профилактики правонарушений и межведомственному взаимодействию. В частности, предложено на федеральном уровне поднять вопрос об увеличении численности психологов в образовательных учреждениях, а на региональном уровне разработать программу "Кадры", предусматривающую существенное увеличение бюджетных мест в университетах по специальности психология, а также выработку стимулирующих факторов - работа, жилье, достойная зарплата, социальный пакет - для квалифицированных специалистов. Сегодня в Курганской области два университета, в которых идет подготовка психологов, однако обучение по этой специальности платное, что приводит к сложностям в комплектации учебных групп. Кроме того, предложено предусмотреть увеличение школьных психологов в школах. В настоящее время в 157 школах области нет профессионального штатного психолога, то есть более 18 тысяч детей не обеспечены квалифицированной психологической помощью, охвачено только около 56% учащихся.

Замглавы региона дал поручение социальному блоку правительства области на период предстоящих школьных каникул организовать для учеников класса шадринской школы активную реабилитационную программу, в том числе экскурсии, культурную и спортивную программу, коллективные выезды, возможно и в соседний регион. Эта инициатива была озвучена Анной Кузнецовой на рабочей встрече с Губернатором области.

МВД намерено проводить ежемесячное анкетирование учащихся шадринской школы в соответствие с подписанным соглашением, что позволит психологическим службам на ранней стадии выявлять риски среди несовершеннолетних. Также предложено внедрить в шадринской школе программу "Наставничество". Департаменту образования рекомендовано вернуться к практике выявления групп риска в образовательных учреждениях области, в том числе на основании успеваемости учащихся, а также усилить профилактическую работу с подростками в сфере информационной безопасности. Одновременно провести переаттестацию замдиректоров по воспитательной работе всех школ области, а также классных руководителей и психологов.

«Когда речь заходит об исполнении грамотных регламентов и правильно составленных документов, порой, именно субъективный фактор играет ключевую роль, - отметила Анна Кузнецова. – Главной задачей сегодня является выработка мер, которые воспрепятствуют проявлению подобных явлений. Сегодня необходимо разработать специальную программу, которая бы обеспечила психологическими кадрами, грамотными, профессиональными школы. Текучка психологических кадров, возможно, в том числе обусловила нарушение преемственности в работе специалистов в такой важной сфере».

Источник: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 24.04.2018