Нужна ли единая цифровая платформа, помогающая с выбором профессии?

Создание единой цифровой платформы, помогающей в выборе профессии, обсудили в ОП РФ.

«Цифровая трансформация, индустрия 4.0, глобализация должны учитываться при подготовке кадров» — Михаил Погосян

Насколько существующие информационные ресурсы в сфере профориентации удовлетворяют потребностям участников рынков труда и образовательных услуг? Возможно ли создать единую цифровую платформу, помогающую с выбором профессии? Эти вопросы стали предметом обсуждения участников круглого стола «Профессиональная траектория: информационные ресурсы в сфере профориентации, образования и развития рынка труда» в Общественной палате РФ.

Трудовые отношения в современных условиях претерпевают значительные трансформации. Видоизменяются запросы работодателей, возникают новые профессии, профессиональное образование становится непрерывным. Растет необходимость систематизировать информацию об актуальном и прогнозируемом состоянии рынка труда, востребованных сегодня и в будущем компетенциях, о возможностях получения базового и дополнительного образования.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян отметил, что поиск оптимальной профессиональной траектории — одна из самых сложных задач для современного человека.

«Цифровая трансформация, индустрия 4.0, глобализация приводят к быстрому устареванию знаний, появлению новых профессий и появлению новых требований к непрерывному образованию, что не находит должного отражения, с нашей точки зрения, при подготовке кадров», — сказал он.

В своем выступлении он констатировал тот факт, что существует большой разрыв между теми компетенциями, которые востребованы на рынке, и тем уровнем профессиональных кадров, который на сегодняшний день существует.

«Сегодня родителям важно определить, что будет актуально через пять лет. Кто-то говорит, что профессия юриста исчезнет, но здесь не так все линейно. Люди хотят избежать крупных ошибок в выборе профессии для своих детей. Вторая задача — проанализировать лучшие практики в сфере профориентации, развитии непрерывного образования и перейти от формирования каких-то отдельных платформ, которые сегодня существуют, к единой среде, которая бы позволяла людям понимать будущие тренды.

Нужна разработка рекомендаций для органов власти, органов местного самоуправления в части качества образования, системы профессиональной квалификации и вообще перспектив развития рынка труда», — подчеркнул он.

По его словам, сегодня существует большое количество различного рода информационных ресурсов, которые доступны для населения.

«„Поступай правильно“, справочники профессий, атласы новых профессий, „Рынок труда. Мониторинг. Динамика, индексы“ и другие. Их много, но комплексной системы для создания информационной платформы нет. Также нужна система прогнозирования кадровой потребности, потому что нынешняя кадровая политика направлена на поиск специалистов „здесь и сейчас“. Прогнозирование, меры по формированию потребностей требуют дополнительных усилий. Например, Москва реагирует на дефицит потребностей, созданием медицинских, инженерных классов», — отметил Погосян.

Директор департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения РФ Михаил Кирсанов рассказал об использовании и перспективах развития информационных систем Минтруда России.

«Много вопросов к созданию общей цифровой платформы — нужна ли она? Мы пытались спрогнозировать развитие рынка труда хотя бы на три года вперед. Если речь идет о компании с господдержкой, то это возможно, а если это средний и малый бизнес — не спрогнозировать даже на полгода. В этой связи у нас должна быть гибкая система, приспособленная к изменению потребностей рынка», — отметил он.

«Создание единой огромной платформы-монстра бессмысленно, невозможно и не нужно, однако об интеграции информационных ресурсов, о повышении качества информации, безусловно, говорить необходимо», — сказала Ольга Клинк, руководитель базового центра подготовки кадров Агентства развития квалификаций.

Алексей Федосеев, руководитель направления юниоров, координатор проекта «Билет в будущее» отметил необходимость интеграции детей в цифровую среду в части профориентации.

«Те практики, которые осваивают участники соревнований и других мероприятий World Skills, очень сильно отличаются по степени прикладной применимости и по степени готовности к ним наших студентов. Мы страшно недоиспользуем цифровой ресурс, потому что современные школьники находятся в информационных средах и для них потребление информации в цифровом режиме заменило все их потребности.

С проектом „Билет в будущее“ нам необходимо сделать первый шаг со школьниками, подтолкнуть их к выбору профессии. В этом проекте мы говорим не про профессии, мы говорим про компетенции», — сказал он.

Представила свой взгляд на проблему директор отделения «Практика социально-экономического моделирования» компании IBS Марина Ходимчук.

«Наша компания IBS занимается прогнозированием уже 10 лет. Некоторые информационные порталы не содержат аналитического и прогностического блока. Поддерживаю идею не создания нового монстра, а создания нового путеводителя, новой надстройки профориентации. Тут необходим общий методический подход, который позволит конечному пользователю сориентироваться на рынке труда сегодня и в будущем», — отметила она.

«Проблема профориентации касается каждого человека, эту проблему озвучил Президент в своем Послании Федеральному Собранию. Сегодня существует много практик, порталов и наработок, но они каждый сам по себе, они не интегрированы. Нужно определиться, что же такое профориентация, профессиональная траектория?» — отметила член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина, принимая участие в дискуссии.

По итогам круглого стола будут сформированы рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения в сфере профориентации для органов государственной власти, участников рынка рекрутинговых и образовательных услуг, предпринимательских объединений. Среди предложений — создание цифровой платформы «Труд и образование», предоставляющей интегрированную и постоянно обновляемую информацию об актуальном состоянии рынка труда и о программах профессионального образования.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 15.05.2018