Студентам пообещали транспортные льготы

Общероссийское объединение пассажиров обратилось к вице-премьеру Татьяне Голиковой с предложением передать Центру полномочия по установлению льгот на проезд для студентов. Законодатели такую идею воспринимают положительно, выяснила «Парламентская газета». Вопрос у депутатов и сенаторов только один: возможно ли финансово обеспечить эту инициативу?

Избирательные льготы

По данным общественников, около 67 процентов российских студентов не имеют скидки на проезд в общественном транспорте, сообщает RT. При этом более 79 процентов из них пользуются автобусами, маршрутками, троллейбусами и трамваями. Каждый пятый студент тратит на проезд более двух тысяч рублей в месяц, отметили в Общероссийском объединении пассажиров.

Транспортные льготы для студентов назначаются на региональном уровне. Однако более чем в 40 субъектах скидки на проезд в общественном транспорте студентам вообще не предоставляют, выяснили общественники. В связи с этим они обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой рассмотреть возможность закрепить эту льготу на федеральном уровне.

Помочь регионам

«Совершенно правильно, что общественники обратились в Правительство. Потому что после принятия этой инициативы именно оно должно будет разрабатывать порядок финансирования и сбора сведений о том, как студенты передвигаются», — прокомментировал информацию «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

Он констатировал, что во многих регионах есть проблемы с наполнением бюджетов. С этой точки зрения депутату представляется абсолютно правильной попытка найти возможности финансово обеспечить декларируемые льготы.

С ним согласен первый зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Вячеслав Фетисов. «Конечно, не в каждом регионе есть финансовые возможности. Я думаю, федеральный закон поможет решить эти вопросы», — сказал он «Парламентской газете».

Вместе с тем, подчеркнули парламентарии, нужно тщательно продумать, как это будет обеспечено финансово.

Инициатива общественников нашла поддержку и в Совете Федерации. «Мне кажется, это хорошая инициатива. Вопрос только: за чей счёт возить? Нужно будет найти необходимый объём ресурсов, чтобы компенсировать затраты транспортникам», — заметил в беседе с «Парламентской газетой» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

Он предложил, чтобы Центр устанавливал льготы для студентов федеральных вузов, а власти субъектов, соответственно, занимались поддержкой региональных университетов и институтов. «Желательно для таких категорий делать однотипную систему поддержки», — обратил внимание сенатор.

От частного к общему

Валерий Рязанский напомнил, что сегодня регионы назначают транспортные льготы для всех категорий граждан, в том числе пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Это связано с законом о монетизации льгот, принятым в 2005 году. Монетизации подлежали льготы на проезд в общественном транспорте, на лекарства и на санаторно-курортное лечение.

«Эти годы были сложные, тогда бродили, что называется революционные идеи о том, чтобы превратить множество существовавших в то время натуральных льгот в выплаты, чтобы человек сам определял, чем пользоваться. Но когда начали делить средства из бюджета, оказалось, что каждая льгота стоит не так уж и много», — отметил сенатор.

В итоге распределение социальных мер поддержки получилось неоднородным, из-за чего порой возникали парадоксальные ситуации, когда люди выбирали деньги, но при этом пользовались и натуральными льготами. В то же время в ряде областей льготы превратились в пустую норму, оставив людей вообще без социальной поддержки.

На вопрос о том, есть ли необходимость вернуть транспортные льготы для всех категорий граждан на федеральный уровень, Валерий Рязанский ответил, что это помогло бы восстановить справедливость. Но проблему можно решить и другим способом, рассказал он: «Можно было бы оставить льготы на уровне регионов, но при этом определить пределы, ниже которых они не имеют права опускаться».

По его словам, работа над этим вопросом уже ведётся в Совете Федерации по поручению Валентины Матвиенко. Задачей сенаторов спикер палаты регионов поставила разработать целый комплекс показателей, которые определили бы неснижаемый стандарт качества жизни.

«Посмотрим, что получится, потому что не все министерства воспринимают нас с этой идеей. Например, Минтруда считает, что лучше отработанная методология дифференцированных льгот без объединения всего этого в единый стандарт благополучия», — посетовал парламентарий.

Пример столицы: кто в Москве имеет льготу на проезд

В российской столице студенты и школьники имеют 50-процентную скидку на проезд: в общественном транспорте Москвы круглый год, а на пригородных электричках — с 1 сентября по 15 июня. Право на бесплатный проезд предоставлено нескольким десяткам категорий граждан, живущих в Москве и Подмосковье. Большинству из них для этого нужно иметь социальную карту москвича или жителя Московской области, но для некоторых и это не является необходимостью.

Автор: Марина Третьякова

Источник: Парламентская газета, 9.06.2018