Твое тело – твое дело: 3-я лекция о безопасности ребенка. Часть I

Продолжается цикл лекций в рамках проекта Мой ребенок в безопасности, инициированный Центром толерантности Еврейского музея, Московским институтом психоанализа и поисковым отрядом «Лиза Алерт». 26 июня лекцию «Дети и безопасность. Что должен знать родитель?» прочитала Ольга Бочкова — системный семейный психолог, автор и ведущая программы по безопасности для детей и родителей SafeKid.

«Никогда не разговаривай с незнакомцами»

Свой рассказ Ольга начала с тревожной статистики: в 2015 году в Московском регионе пропало 1190 детей, в 2017 было уже 1700 подобных случаев. Родителям кажется, что правила безопасности для детей достаточно просты. Главное из них: никогда не разговаривай с незнакомцами. Но эксперимент «Не волнуйся, мама», который проводили психологи, свидетельствует о шокирующих фактах. Маленькие дети считают «знакомым» человека, который знает их имя – даже если он только что услышал его на детской площадке; 99% подростков принимает предложения о дружбе от незнакомых людей в интернете. Маленькие дети предполагают, что у злодея будет злодейская внешность и потому могут легко уйти с незнакомой миловидной девушкой. Младшие школьники верят, что достаточно представиться, и чужой человек перестает быть незнакомым – ведь ты уже знаешь его имя! А еще, как показал все тот же опыт, никто из чужих родителей, сидящих на площадке со своими детьми, не остановил постороннего взрослого, уводящего чужого ребенка.

Это значит, что правила безопасности, которые действуют как система родительских запретов, не работают. Ребенок знает, что нельзя уходить с незнакомцами, но все равно уходит.В то же время мы, родители, не хотим, чтобы у ребенка сформировались социальные фобии, и он панически боялся любого социального контакта. Но важно различать правила и запреты. Запреты не работают, потому что они не могут быть универсальными. Однако существует ряд важных правил личной безопасности. Ребенку лучше понимать, что если их нарушать, нейтральная ситуация может перерасти в опасную. Психологи группы SafeKids. сформулировали несколько таких правил.

Твое тело – твое дело

Правило первое: твое тело – твое дело. Это значит, что твоя безопасность исключительно в твоих руках. Дети привыкли, что за их безопасность отвечает кто-то из взрослых – мама, учитель в школе, тренер на секции. И все же надо объяснить ребенку, что в первую очередь ответственность за свою безопасность несет он сам. Ребенку важно понимать – есть нечто, принадлежащее только ему: личные вещи, одежда, комната, чувства, мысли, тело. Соответственно, в ситуациях возможной опасности только он сам в праве решать, как поступить. Более того, в праве ожидать от других соблюдения своих границ. Там, где речь идет о безопасности, нельзя стесняться своих мыслей и чувств. Нужно внушить ребенку: ты имеешь право сказать «нет» просто потому, что тебе что-то кажется опасным и неприятным, не объясняя чужому человеку причину отказа. Второе, что должен понимать ребенок: если раздался сигнал пожарной тревоги, не надо спасать дорогой телефон! потому что ты важнее, чем любая из твоих вещей. В опасных ситуация нельзя ждать от кого-то инструкций, на это просто нет времени. Если в торговом центре ты слышишь сигнал о пожаре, не надо бежать искать маму или забирать из раздевалкиновое пальто. Ближайшая «зона безопасности» - это улица. Туда сразу и надо бежать. А там уже начинать искать маму – и распрощаться с пальто.

Игры и прикосновения

К этим видам взаимодействия психологи предъявляют четыре требования:

  • игры должны быть безопасными
  • проходить по взаимному желанию
  • их должен одобрить «твой» взрослый(как правило, родитель)
  • игры не должны превращаться в секрет.

То есть чужой взрослый не может сказать ребенку: «Мы с тобой немножко поиграем, но только ты про эту игру никому не говори». Подобное предложение должно восприниматься ребенком как возможно опасное.

Мой дом – моя крепость?

Важно научить детей безопасности дома. Тут возможны две ситуации. Первая – когда вы дома вместе с ребенком. Как поступить, если к вам в дверь в этот момент звонит незнакомый человек? «Задавайте вопрос», - советуют психологи, не стесняйтесь перезвонить супругу и выяснить, не ждет ли он кого-то. И если вы никого не ждете – не открывайте.

Если ребенок дома один, он должен руководствоваться еще более жесткими правилами: звонить маме. Если не смог уточнить у родителей, ждут ли они кого-то, - не открывать.

Если вдруг вы вынуждены оставить маленького ребенка дома одного – обязательно оставьте ему заряженный телефон; напишите координаты соседей, заставьте выучить адрес дома; потренируйтесь, чтобы они сумел описать спасателям, как к вам добраться. Наконец, научите его пользоваться телефоном спасательной службы.

Эти правила должны быть обязательными не только для маленького ребенка, но и для подростка. Подростки, часто считают, что они уже взрослые и спокойно открывают дверь незнакомцам. Опытный преступник сумеет мгновенно воспользоваться ситуацией и оказаться в квартире (психологи проводили подобный эксперимент, показав оторопевшему тинейджеру, насколько это легко и беспрепятственно делается).

Добрый доктор?

Перед посещением врача лучше рассказывать ребенку, что с ним будет делать врач, как именно его обследовать. Тогда ребенку легче будет понять, не совершают ли с ним какие-то «неправильные» действия. В отношении врача, учителя, тренера работает принцип «здесь и сейчас» - в определенных ситуациях те или иные действия делать можно, в других – нельзя. Например, врач может осмотреть больного; тренер может выправить тело спортсмена. Но такие действия возможны только во врачебном кабинете или в тренировочном зале, но являются табу за их пределами. Если ребенок сомневается, точно ли с ним должны это делать, то лучше уточнить у родителей. По-прежнему очень важно научить ребенка рассказывать, что именно делал с ним врач. И еще – если ребенок чувствует, что что-тоидет не так, как объясняли ему родители, что-то вызывает у него беспокойство, он имеет право защищать себя любыми способами – в том числе и криком. А главное, взрослый – всегда! – должен четко знать, что делает его ребенок, оставшись наедине с посторонним человеком.