Как преодолеть непонимание между потенциальными родителями и чиновниками?

Десятки обращений о несправедливости и невозможности забрать детей в семью поступают на горячую линию в ОП РФ.

Что нужно еще сделать, чтобы преодолеть стену непонимания между потенциальными родителями и чиновниками? Этим вопросом задается Алиса Ж. из Республики Крым, одна из кандидатов в усыновители, столкнувшаяся с проблемой и непониманием в системе органов опеки и попечительства. Женщина сетует, что не может забрать ребенка в семью из-за бюрократических проволочек.

Подписав согласие в июле 2018 года и заявление на устройство ребенка в свою семью, женщина узнала, что девочку возможно будет забрать только после результатов ее генетической экспертизы в декабре. Получается, что ребенок еще полгода будет вынужден провести в детском доме.

Другая потенциальная мама из Белгородской области не может воссоединиться с ребенком на протяжении трех лет, потому что выбранного ею малыша обязаны познакомить с кандидатами, вставшим на учет ранее. Притом что ребенок подлежит устройству в семью уже три года, он до сих пор находится в учреждении для сирот. Куда бы ни обращалась кандидат, ото всюду приходят отписки, что нарушений не выявлено.

Каждая такая история говорит о нарушении одного из важнейших прав ребенка — права на жизнь и воспитание в семье, предупреждает первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова.

«Люди подолгу ищут ребенка-сироту, чтобы принять на воспитание в свою семью, а когда находят, никак не могут проверить информацию, которую предоставляют органы опеки и попечительства. Потенциальные родители порой рассказывают, что информация о ребенке может разниться даже каждые полчаса», — говорит Зимова.

Организаторы горячей линии выделили несколько больших проблем, с которыми сталкиваются потенциальные опекуны и родители.

Первая трудность — это когда кандидату заявляют, что в так называемой очереди есть кандидаты, вставшие на учет значительно раньше, и, пока всем им не будет предложено рассмотреть анкету ребенка, очередь до него не дойдет.

Второй круг проблем связан с тем, каким образом пишется согласие на семейное устройство, а затем заявление о том, что потенциальный родитель или опекун хочет принять ребенка-сироту на воспитание. Так вот это самое заявление часто просят оставить без даты, так как органы опеки не успевают подготовить все документы за 10 дней, вследствие чего ребенок может провести в сиротском учреждении еще несколько месяцев.

Третий круг проблем связан с тем, что граждане после постановки на учет в органы опеки в качестве кандидата по нескольку лет не получают информации. Бывает, что их заявление, например, могли принять, но не отразить в соответствующем журнале.

«Очевидно, что проблема в работе с кандидатами в опекуны и усыновители на местах существует. Мы хотим понять ее масштаб, классифицировать эти сложности, определить способы работы с ними вместе с представителями профильных министерств, ведомств и общественных организаций», — отметила Зимова, добавив, что горячая линия — это первый этап общественного мониторинга по работе с кандидатами в усыновители и опекуны.

Горячая линия продолжит свою работу до 20 августа.

Звонок из любого региона России бесплатный.

Время работы: с понедельника по четверг — с 09:00 до 18:00, пятница — с 09:00 до 16:45 (время московское).

Телефон горячей линии: +7 (800) 737-77-66.

Источник: Пресс-служба Общественной палаты РФ, 08.08.2018, 19:30