Фестиваль «Мир глухих»: мы понимаем друг друга

Как сказать спасибо? Коснуться кулачком сначала лоб, а потом подбородок. На жестовом языке, которым пользуются глухие люди, можно сказать почти все. А имена и другие названия лучше показывать дактильной азбукой, в которой для каждой буквы – свой жест. На фестивале «Мир глухих» в парке Сокольники многие люди говорили жестами. Они привыкли так общаться, потому что не слышат от рождения. На краю сцены фестиваля сурдопереводчица жестами переводила приветствия почетных гостей и слова песен, под которые выступали неслышащие танцоры. Особо красивый жанр – жестовая песня, когда артистка «пела» плавными жестами под звуковую фонограмму. Так в парке Сокольники проходил Международный день глухих, который традиционно отмечается 29 сентября.

-

«Когда неслышащий человек приходит в кафе, он не может сказать «дайте мне чаю», потому что не услышит ответа. Ему приходится показывать пальцем в меню или писать на листочке. А вот как вызвать «скорую» по телефону? Мы хотим привлечь внимание к проблемам тех, кто не слышит, и показать, что это жизнерадостные, красивые, талантливые люди. Только они говорят чуть-чуть по-другому, часто – с помощью жестового языка. Он, кстати, несложный, его можно выучить, как и любой иностранный язык, чтобы говорить с теми, кто живет рядом». Екатерина Вербицкая, президент благотворительного фонда «Мир и Любовь», и ее друзья начали проводить фестиваль «Мир глухих» десять лет назад. Это единственный в России масштабный фестиваль в поддержку людей с нарушениями слуха. Сюда приезжают известные артисты, которые тоже хотят принять участие в добром и полезном деле. Ну и конечно, здесь выступают неслышащие артисты самых разных жанров.

-

Когда человек не может выразить эмоции словами, он с особым «жаром» использует жесты и движения. Среди неслышащих людей много талантливых танцоров и мимов. Многие начинают заниматься, еще учась в школе для глухих и слабослышащих детей. «Мои подопечные не слышат звуков, но точно попадают в ритм, который я показываю им пальцами. Сегодня мы исполним танец «Матрешки», здесь девочки из начальной школы, они занимаются недавно, но делают очевидные успехи, потому что очень артистичные и, главное, хотят танцевать», – поясняет педагог Ирина Гурова из интерната при Курчатовской школе.

-

После окончания школы можно поступить в Российскую государственную специализированную академию искусств, где людей с нарушениями слуха учат на артистов драмтеатра и кино. Выпускники академии работают в Театре мимики и жестов, в танцевальных коллективах, преподают в кружках. Несколько лет назад бывшие студенты создали собственный театр под названием «Недослов», в его репертуаре уже десяток пластических спектаклей (их фрагменты показали на фестивале). «Я с детства мечтала стать артисткой и была счастлива, когда узнала, что могу учиться этой профессии. К нам в школу для слабослышащих детей приехали педагоги из академии, они устроили прослушивание и пригласили меня поступать. Сейчас я занята почти во всех постановках «Недослова», любимая роль – в спектакле «Утиная охота». Поначалу мои родители были против того, чтобы я стала артисткой, но сейчас они уже так не думают», – рассказывает жестами Антонина Пичугина (нам помогает беседовать сурдопереводчица). «А мои родители обрадовались, когда я сказала, что хочу поступать на театральный факультет специализированной академии, – улыбается Ирина Христова. – Мне нравятся разные роли, и трагические, и комические. Но почему-то мечтаю сыграть роль смешливой старушки, вижу себя в этом образе».

«Неслышащие актеры могут быть востребованы в разных театральных проектах и популярны у зрителей, – уверен Сергей Бидный, директор театра «Недослов», – Сейчас двое наших ребят работают в мюзикле «Оскар и Розовая дама» в Питере, трое – в Губернском театре, в постановке «Калигула». Пелена изоляции исчезает, меняется и общество, и сами актеры, мы движемся на сближение».

-

Разные артисты отлично дополняют друг друга, когда их объединяет интересная творческая идея. Молодежь, в том числе с нарушением слуха, «зажигает» на барабанах в студии «Этно-ритм DEAF» культурного центра «Интеграция». «Мы придумываем интересные творческие эксперименты, играем не только на этнических барабанах, но и на других ударных инструментах, на колокольчиках, например. Глухие не слышат и поэтому копируют движения других, но получается слаженно, потому что у всех людей есть внутреннее природное чувство ритма», – говорит руководитель студии Николай Иванов. На фестивале вместе с барабанщиками отбивали ритм все, от мала до велика. Те, кто не слышат, повторяли удары в ладоши, глядя на окружающих. Барьеры в общении почти исчезли. Мы живем рядом и вполне можем понимать друг друга, даже если кто-то из нас обычно говорит на жестовом языке.

Источник: Портал СО НКО "Душевная Москва", 29.09.2018