О том, как московское образование стало лучшим в РФ

Ефим Рачевский, директор центра образования № 548 «Царицыно»

Московские школьники больше не ездят за лучшим образованием в центр города, в классах появилось современное оборудование, а педагоги получают хорошие зарплаты. В День учителя директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский рассказал, как изменилась столичная система образования.

Московское образование всегда ценилось в стране. Но в последние несколько лет в этой сфере произошел настоящий качественный рывок вперед. О том, что помогло его совершить, рассказал директор центра образования № 548 «Царицыно» народный учитель России Ефим Рачевский.

Победителей олимпиад теперь готовят и в Бибиреве, и в Текстильщиках 

Теперь московским школьникам вовсе не обязательно ездить за лучшим образованием в центр Москвы, считает Ефим Рачевский. Победителей всероссийских школьных олимпиад сейчас готовят не только школы, расположенные в пределах Садового кольца.

— Несколько лет назад я наложил на карту Москвы адреса школ, подготовивших победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад. Тогда они сконцентрировались вокруг территорий, где живет интеллектуальная элита города — Ленинский, Кутузовский проспекты, северо-запад столицы. То же самое я сделал несколько лет спустя — в конце августа 2018 года. Результат поразительный: это уже вся Москва — и Бибирево, и Текстильщики, и Орехово-Борисово и так далее. За несколько лет качество жизни за пределами центра Москвы выросло на порядок, и уровень образования, как известно, играет в этом немалую роль.

— Что еще подтверждает возросшее качество столичного образования?

— Есть объективные индикаторы. Например, в 2003 году по исследованию качества образования в городских школах по стандартам PISA Российская Федерация была на далеком 46-м, 49-м месте. Но два года назад был получен совсем другой результат: по одному показателю — первое место в мире, по другому — второе и так далее.

Дети могут получать образование, сочетая аудиторные уроки и онлайн-занятия, используя сетевую форму обучения

— Почему? Что именно перевернуло ситуацию в столичном образовании?

— Понимание, что для того, чтобы быть успешными, совершенно необязательно «ногами заходить» в школу. Дети могут получать образование, сочетая аудиторные уроки и онлайн-занятия, используя сетевую форму обучения. Если в школе, где ты учишься, замечательно преподают английский, русский язык, историю, но слабо преподают физику, то ее, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании», можно изучать, приписавшись к другой школе.

— Как конкретно в таком случае нужно действовать родителям? Что делать?

— Во-первых, надо выяснить причину. Самый простой вариант — заменить учителя. Но в ряде случаев это непросто, потому что хороших учителей, к примеру физики и математики, всегда не хватает. Второй вариант — если речь об ученике 10–11-го класса, то у него есть возможность посещать внешкольные мероприятия для старшеклассников — как, к примеру, «Университетские субботы». А самый интересный вариант — сетевой договор. Допустим, в школе № 6 блестяще преподается история, и старшеклассники приезжают туда на историю, а в школе № 7 — физика, и дети получают знания там. Родителям нужно только пойти к руководству, и школа должна им предоставить необходимую информацию, где и как можно получать знания. Межрайонный совет директоров является координатором этого ресурса.

Каждый находит для себя свой образовательный маршрут

Кроме того, в результате объединения школ в Москве в параллели теперь не один десятый класс, а пять, шесть. Это значит, что в школе работает не один учитель математики, а три, четыре. Учителя все разные, и внутри школы тоже появляется возможность выбора. То есть если ученик увлекается математикой, то пойдет к учителю — выпускнику мехмата МГУ. А если филологией, то пойдет к Зое Петровне, которая преподает математику на базовом уровне, достаточном для него, –– зачем ему, гуманитарию, решать сложные олимпиадные задачи? Таким образом, каждый находит для себя свой образовательный маршрут.

Ефим Рачевский — о том, как московское образование стало лучшим в России

Московские школы освободили от несвойственных им функций 

Сколько потратить на мел, на краску, на оплату коммуналки или на зарплату учителям, московские школы решают сами.

— Если в большинстве региональных школ получают субсидию, где до сих пор расписано, сколько можно потратить на мел или на краску, то в Москве этого нет с 2011 года. Московские школы получают субсидию на выполнение государственного задания целиком, и школа сама принимает решение, сколько нужно заплатить за тепло, а сколько выделить на зарплату. Это приводит к росту управленческих компетенций и обязательно сказывается на качестве образования.

Школы сами решают, на что тратить деньги

— Каким образом?

— Есть замечательное выражение «Школа не бывает лучше своих учителей». Школьный управленец прекрасно понимает, что самый главный ресурс, которым может располагать школа, — это учительский талант, и делает все, чтобы хорошие учителя пришли в его школу. А они не придут в школу, где маленькая зарплата, где зимой холодно, обшарпанные стены, где техника 20-летней давности, где плохо кормят. Это ключевой момент, который позволяет управленцу планировать стратегию развития школы как минимум на пять-шесть лет вперед. Мне известно, что сами школы решают, на что тратить деньги, в Иванове, Тюменской области, Ханты-Мансийске. Во многих других регионах по-прежнему даже штатное расписание утверждает муниципальный орган управления образованием.

Еще одна важная тенденция в Москве — школа освободилась от несвойственных ей функций. Это техническое и хозяйственное обслуживание, питание. Передача несвойственных для образования функций на сторону, в аутсорсинг, позволяет сосредоточить усилия и внимание на главной задаче школ — учить.

Ефим Рачевский — о том, как московское образование стало лучшим в России

Современные технологии и хорошее финансирование — слагаемые успеха столичного образования 

Хорошее финансирование, современные технологии и оборудование, конкурентная зарплата для учителей — все это, по мнению Ефима Рачевского, слагаемые успеха московского образования.

— Мудрую позицию заняла столичная власть: она не мешает нам работать. Это первое. Второе — финансирование, такое, какого не было никогда, оно сопоставимо со странами лидирующей группы Организации экономического сотрудничества и развития. Финансирование носит адресный характер — деньги идут за учеником. Не за номером школы, не за именем директора, а именно за учеником.

Третье — город создал мощный ресурс в виде самого современного лабораторного оборудования для инженерных и медицинских классов. Очень сильный проект — «Московская электронная школа». Власть сделала профессию учителя конкурентной, повышая зарплаты и доплаты учителям. Знаете, в этом году мы объявили вакансию учителя истории, и на одну вакансию к нам пришли около 30 претендентов. Профессия учителя стала очень конкурентной. И это радует. Это то, что поможет московской школе развиваться и расти дальше.

Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 05.10.2018, 10:00