О первых результатах системы долговременного ухода

Директор проектного офиса по внедрению системы - о налаживании связи между органами соцзащиты и здравоохранения, идеальном соотношении между пациентами и врачами и планах на всю Россию.

Три месяца назад фонд «Старость в радость» начал участвовать в реализации пилотного проекта  по системе долговременного ухода (СДУ). Прежде в России не существовало ничего подобного.

Пилотными регионами стали шесть областей России: Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская. Авторы проекта подчеркивают: в центре системы современного ухода стоит человек с его нуждами и проблемами. Сейчас в пилотном проекте по системе долговременного ухода участвуют 21 медицинская организация и 32 социальных учреждения, эксперты фонда продолжают апробировать разные этапы.

Подробнее о том, как идет процесс, Агентству социальной информации рассказал директор проектного офиса по внедрению системы долговременного ухода в РФ фонда «Старость в радость» Александр Шкребело.

Помогли наладить межведомственное взаимодействие

За эти месяцы мы уже сделали несколько очень важных дел. Во-первых, наладили межведомственное взаимодействие. Система долговременного ухода — большой и сложный проект, и огромную роль здесь играет межведомственный компонент. Ключевая проблема – это межведомственная разобщенность на региональном уровне. Хорошо, что НКО сейчас выступает в качестве одного из лидеров этого проекта. У общественных организаций накоплен большой опыт организации социальной и медицинской помощи людям. Наш опыт сейчас помогает представителям региональной власти увидеть и понять, как надо решать имеющиеся проблемы.

Фактически мы выполняем функции модератора в диалоге между двумя ведомствами — соцзащитой и здравоохранением. Мы потратили несколько месяцев, помогая организовывать  в каждом пилотном регионе совместную работу органов здравоохранения и органов соцзащиты.

Сейчас запущен один из первых необходимых процессов — передача данных о пациентах, которые нуждаются в уходе, из больниц и поликлиник в органы социальной защиты. Когда человек выписывается из больницы и уже понятно, что ему потребуется уход, информацию о нем передают в органы соцзащиты. Сейчас таким образом переданы данные о нескольких тысяч человек.

Наша основная задача – в следующем году начать внедрять всю систему межведомственного взаимодействия в вопросе выявления граждан, нуждающихся в уходе. И помочь довести эти процессы до принятия нормативно-правовых актов в пилотных регионах, чтобы жители этих областей, нуждающиеся в долговременном уходе, могли получать его в достаточном объеме.

Помогли разработать систему оценки индивидуальной нуждаемости

Совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами мы разработали систему оценки индивидуальной нуждаемости. Раньше каждый субъект РФ сам определял, какие услуги нужны человеку, и самостоятельно оценивал степень нуждаемости и зависимости человека от посторонней помощи.

Мы создали единую систему оценки, которая помогает и выделить так называемые группы ухода — от самых легких состояний до самых тяжелых. Раньше информации о том, какая у нас доля тяжелых случаев, не было, и ее надо было собирать точечно.

Сейчас эта информация есть. Мы видим, что около 10% составляют люди из так называемой «тяжелой» группы ухода. По предлагаемой сейчас системе такие люди должны получать до четырех часов помощи в день.

Чтобы апробировать типизацию и понять изменения, которые она привносит, пилотные регионы ввели в систему надомной помощи услугу «дополнительные руки». Сейчас помощь получают 220 человек, для этого потребовалось более 150 помощников по уходу. Эти люди выполняют функции сиделок, и в дополнение к существующей системе они оказывают новые услуги — так называемые «расширенные пакеты социальных услуг», которые мы определили благодаря «шкале индивидуальной нуждаемости».

Подключили дополнительных работников в учреждениях

Совместно с регионами мы оценили текущую ситуацию с персоналом, занимающимся уходом в пилотных учреждениях. Вообще одна из главнейших проблем медицинских и социальных учреждений — низкое качество ухода – возникает в большой степени  из-за нехватки сотрудников.

Когда одна санитарка ухаживает за 20-30 маломобильными людьми, ни о каком качестве говорить нельзя: она просто физически не успевает выполнять свою работу. Из-за нехватки людей возникают безумные ситуации, когда менять постельное белье начинают в четыре-пять часов утра, потому что иначе не успеть всех обслужить.

Вышедшие недавно рекомендации Минтруда относительно количества ухаживающего персонала отражают общую тенденцию: необходимо устанавливать действительно оптимальные штатные расписания. Сейчас Министерство рекомендует соотношение «один сотрудник на восемь пациентов».

Благодаря федеральной субсидии мы подключили к работе по уходу дополнительно 100 человек, и сейчас в пилотных регионах на одного работника приходится как раз восемь лежачих пациентов. Конечно, идеальное соотношение между пациентами и работниками зависит от индивидуальных потребностей каждого человека, проживающего в медицинском или социальном учреждении. Сейчас помощь получают около 800 подопечных социальных  стационаров.

Каждый пилотный субъект подтвердил готовность увеличить нормативно-штатную численность сотрудников, чтобы уже со следующего года улучшить качество работы, изменить графики дежурств и количественное соотношение персонала и проживающих.

Выявили финансовую пользу проекта

Мы хотели разработать модель, которая была бы доступна и дотационным регионам, и регионам-донорам. Пилотный проект показал: работать в системе могут регионы с совершенно разной экономикой, она финансово эффективна для всех ее участников. Органы здравоохранения перестают получать вызовы скорой помощи от людей, которым надо всего лишь померить давление, потому что к пациентам приходят помощники по уходу и контролируют их состояние. Это позволяет мгновенно реагировать на изменение состояния человека.

Да, на первых этапах придется потратиться: у органов соцзащиты увеличатся затраты на персонал. Но благодаря проекту дома будет оставаться все больше людей, а это означает разгрузку стационарных мощностей и в больницах, и в домах престарелых. Будут снижаться затраты на строительство новых объектов и на их эксплуатацию, так что решение крайне эффективное.

Вместе с Министерством экономического развития мы уже посчитали эффективность, а в следующем году совместно с Высшей школой экономики надеемся сделать детальный финансовый анализ проекта.

Запустили Школу родственного ухода

Сейчас в каждом пилотном регионе мы запускаем Школу родственного ухода, в которой любой человек, а не только родственник, может научиться правильно ухаживать за нуждающимся в помощи.

Если задаться  вопросом, когда именно родственникам нужна помощь, то окажется, что нужна она в тот момент, когда у человека, за которым они ухаживают, меняется состояние. Например, если у человека случился перелом шейки бедра, и родственники не знают, что делать.

Мы стараемся помочь регионам организовать школы на базе пунктов проката технических средств реабилитации, чтобы человеку сразу показали, как пользоваться оборудованием. Мы пытаемся сделать так, чтобы домой к человеку пришли профессионалы и помогли ему обустроить жилище: сделать перила, убрать порожек или ковры, наклонить зеркало, если в квартире живет человек, передвигающийся на коляске. Все это позволит существенно изменить качество жизни и его самого, и его семьи.

Это только первые шаги. Для меня важно, что мы меняем систему целиком. Мы хотим не просто помогать здесь и сейчас, а сделать так, чтобы долговременный уход стал нормой. Я уверен, что у нас есть все возможности, чтобы сделать систему долговременного ухода повседневной, обычной и доступной, без которой мы бы не смогли уже представить работу здравоохранения и соцзащиты.

Александра Захваткина

Источник: Агентство социальной информации, 12.10.2018