О мошенничестве в сфере благотворительности

Директор АСИ Елена Тополева - о мошенничестве в сфере благотворительности.

Зарегистрированный в Ярославской области фонд Золотые сердца заподозрили в в мошенничестве при сборе средств на лечение тяжелобольных подопечных. Журналист Олег Лурье заявил о том, что фонд собрал несколько миллионов рублей на лечение шестилетней Алины с неоперабельной опухолью головного мозга, при этом, родителям девочки передали только 8 тысяч рублей. По словам Лурье, рекламу данного сбора неоднократно демонстрировали на телеканалах НТВ и ТНТ. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь

Скандал с фондом «Золотые сердца» — не единичный случай. К сожалению, несмотря на все усилия благотворительного сообщества, масштабы мошеннической или как минимум нечистоплотной деятельности в благотворительной сфере не уменьшаются. И лично меня это очень пугает. Дело не только в том, что каждый новый такой факт наносит удар по репутации благотворительных институтов в целом. Речь идет об основах безопасности общества. Зарабатывать на больных детях, обманывать стариков… Ситуация, когда наживаются на самых уязвимых, — гораздо хуже, чем просто потеря доверия благотворительности. Это, простите за пафос, размывание нравственных ориентиров. Об этом пора серьезно задуматься не только сообществу благотворительных организаций.

Но, конечно, благотворителей это касается в первую очередь. Да, уже тысячу раз обсуждали, проводили конференции, договаривались о том, как можно вести фандрайзинг и как нельзя, подписывали декларации, разъясняли людям, как жертвовать безопасно. Страшно замахиваться на большее, но, похоже, у нас нет выбора. Думаю, нужны более широкие коалиции. Нужны реестры благонадежных организаций, которые есть в других странах. Но создаваться эти реестры должны исключительно силами организаций, не сверху. У нас есть уже различные списки НКО – например, организаций, проверенных Добро.Mail.ru, но, видимо, этого недостаточно.

Главное, пора осознать, что проблема мошенничества в сфере благотворительности не может быть решена силами некоммерческого сектора. Что в этот процесс должно быть вовлечено государство. Пока правоохранительные органы без особого интереса относятся к таким эпизодам, как незаконный сбор средств на улице. Для них это мелочевка.

Но когда речь идет о мошенническом сборе денег через рекламу на федеральных телеканалах, это уже совсем не мелочь! Хотелось бы, чтобы контролирующие органы более внимательно относились к таким случаям.

В истории с «Золотыми сердцами» есть вопросы и к СМИ. Ролики о сборе средств, которые вызвали многочисленные вопросы у журналистов и у экспертного сообщества, транслировались на телеканалах холдинга «Газпром Медиа». В Координационном совете при Общественной палате мы много говорим о критериях, по которым должна отбираться социальная реклама НКО для бесплатного размещения — у «Газпром Медиа» с этим все очень строго. Нам рассказывают, что фонды, которые претендуют на размещение контента на телеканалах «Газпром Медиа», проходят серьезную проверку, позволяющую убедиться в их порядочности и добросовестности. Как через это сито проскочили «Золотые сердца»? Могу предположить, что ролик размещался по коммерческим расценкам, и соответственно никакого «сита» просто не было. Конечно, СМИ в такой ситуации могут заявить, что материал размещен на правах рекламы, и ответственность за его содержание несет тот, от чьего лица транслируется информация. Но тогда вообще непонятно, как быть с недобросовестными организациями, которые могут позволить себе оплатить эфир и преспокойно собирать пожертвования непонятно на что.

Я думаю, что сегодня все, кто может повлиять на эту ситуацию должны отнестись к ней максимально серьезно и ответственно. Не искать причины, а просто внести свой вклад в решение общей проблемы.

Наталья Шувалова

Источник:  Агентство социальной информации, 26.10.2018