В ВШЭ обсудили особенности соцподдержки России и Франции

Дискуссия состоялась на российско-французской конференции Бедность городского и сельского населения в России и Франции.

В Высшей школе экономики прошла российско-французская научная конференция «Бедность городского и сельского населения в России и Франции». Организаторами выступили Институт социальной политики НИУ ВШЭ и Отдел по социальным вопросам Посольства Франции в России.

Проблемы бедности и неравенства сегодня актуальны и в России, и во Франции, и потому снижение числа бедного населения объявлено приоритетной задачей в обоих государствах.

В обоих государствах существует система адресной социальной помощи бедному населению, но ее развитие и доступность для населения зависит от социальной политики регионов, их экономических возможностей и приоритетных направлений развития.

На секции «Социальная политика поддержки бедного населения: региональный и поселенческий аспект» специалисты обсудили региональные практики социальной поддержки России и Франции, в том числе меры помощи семьям с детьми и социальную поддержку мигрантов.

Семьи c детьми как слабое звено

Семьи с детьми традиционно становятся наиболее уязвимой частью общества, когда дело касается бедности. В сочетании с государственной политикой России по увеличению рождаемости это создает новые задачи.

«Семьи с детьми в России устойчиво уязвимы с точки зрения бедности. Кроме того, особенность российской социальной политики за последние десять лет такова, что инструмент социальной поддержки используется в том числе для повышения рождаемости в стране. Поэтому социальная политика имеет некий уклон в сторону семей с детьми», — отметила старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ Елена Горина.

Особенность России в том, что большинство мер поддержки семей с детьми сконцентрировано в основном на региональном уровне, отмечает Горина. По ее словам, из-за разницы подходов и размера финансирования возникает дифференциация результатов разных социальных программ.

«Региональные власти достаточно свободны в своих решениях касательно социальной поддержки. Они сами решают, кого поддерживать, на каких условиях и как много средств давать семьям», — сказала Горина.

Например, исследование, которое провела Елена Горина вместе с коллегами, показало: из 13 отобранных регионов самыми продвинутыми в плане количества и разнообразия мер социальной поддержки семей с детьми стали Чукотка и Мурманская область. Специалисты связывают это в первую очередь с географической спецификой регионов: оба находятся за Полярным кругом, где люди живут в сложных природных условиях, и потому власти предоставляют поддержку в виде льготного проезда в центральную часть России и скидки на услуги ЖКХ.

Исследование показало, что регионы с близкими объективными результатами все равно имеют очень большие различия в плане социальной поддержки семей с детьми. Это лишний раз доказывает, что многое в вопросе социальной поддержки зависит от местных властей.

«Мы не можем говорить, что существуют оптимальные решения в вопросе конфигурации мер поддержки, которые однозначно стоило бы применять в других регионах, например помогать определенной категории семей или увеличивать перечень выплат», — резюмировала Горина.

Социальная поддержка мигрантов во Франции

После принятия во Франции в начале 1980-х годов закона о децентрализации, передавшего полномочия на региональный уровень, депутаты и специалисты в области территориальной социальной политики на уровне региона, департамента и муниципалитета столкнулись с потребностью в дополнительных данных, которая по разным причинам в полной мере не могла быть удовлетворена официальной государственной статистикой.

Сейчас в населенных пунктах, где живет больше 1 500 человек, есть муниципальный Центр социальной политики, во главе которого всегда стоит мэр, рассказал директор Аналитического центра оценок и измерений в области социальной политики (Compas) Эрве Гери из города Нант, который находится на западе Франции в департаменте Атлантическая Луара. Сотрудники центров в обязательном порядке информируют жителей о мерах социальной поддержки, оказывают услуги нуждающимся на дому, помогают в поиске работы. Необходимость дополнительных опций каждый центр определяет для себя сам. Иногда центры дают небольшие кредиты — например, человеку, которому необходимо купить машину, чтобы добираться до работы в соседнем городе. Кроме этого, центры принимают участие в решении миграционной проблемы.

«В июне в Нанте появилось 800 мигрантов из Африки, они разбили палаточный город на окраине, и это стало реальной проблемой: никто не знал, кто будет заниматься этими людьми. Муниципальные власти были вынуждены обеспечивать мигрантов едой, водой и разместить в спортзалах. После этого постепенно их переместили в приемные семьи или центры оказания помощи мигрантам», — рассказал Эрве Гери.

И российские, и французские коллеги выразили надежду, что в течение ближайших лет обоим государствам удастся достичь стабильного высокого качества в вопросе оказания социальной поддержки малообеспеченным группам граждан.

Источник:  Агентство социальной информации 30.10.2018