Никто не может быть "смыслом жизни" другого

Среди нас живут интереснейшие люди! И как же здорово, когда появляется возможность увидеть их живьем... Екатерина Мурашова - психолог, по ее книге написан сценарий одного из самых любимых моих фильмов - "Класс коррекции", увидев в интернете ее приглашение, я просто не могла не откликнуться.

...И вот я в детской питерской поликлинике, в небольшой аудитории с несколькими десятками мест, свободных - ни одного. Говорим о "счастливом детстве". У нас у всех - родителей и бабушек (а в зале - ну, вы же понимаете - женское большинство и только трое мужчин) - так много чего не хватало в нашем детстве (внимания, денег и продуктов), что мы не смогли стать тем, кем хотели. И потому так хочется дать детям всё, чтобы они смогли... за нас и вместо нас.

Но делая их "смыслом нашей жизни", мы взваливаем на них ношу, которая не под силу никому из живущих на Земле...

Так что же делать? Просто жить - вместе с ребенком, наблюдая и участвуя в самом интересном в мире - процессе его взросления. А для этого - четко представлять себе, какие этапы взросления он переживает и что ему нужно от нас на каждом из них.

Ребенку до года нужно наше принятие: "Как хорошо, что ты пришёл к нам!" В это время ребёнок может спать в чемодане, не испытывая никаких неудобств, если у него есть это главное для него сейчас - принятие.

От года до трех ребенку становится интересно: "А куда я, собственно, попал? Как тут всё устроено и что тут можно делать?" В этот период ему нужно, чтобы мы установили границы. Мальчику, на голову которого он высыпал ведерко с песком - неприятно и обидно? Наш ребенок этого не понимает и бесполезно ставить его на место этого мальчика. Это - нельзя, без объяснений, они не требуются. Сверстники ребенку не нужны. А в вопросе о границах важно одно: они существуют всегда, а не в заисимости от настроения родителей и их отношений друг с другом да еще и разных взглядов на эти границы. Тут надо договориться всем взрослым.

После трех лет для ребенка важны горизонтальные коммуникации - общение со сверстниками (как хотите, но предоставьте!) - ролевые игры, развитие фантазии, креативность. Если от 3 до 7 ребенок не научился играть со сверстниками - ему будет тяжело, а может, и невыносимо дальше, в школе.

Ролевые игры, создание собственных миров и мир, который в целом хорош - вот что нужно ребенку на этом этапе. И еще в 3 года ребенок становится почемучкой - будьте любезны отвечать на его "почему?"

В 10 лет ребенок оглядывается на своих родителей и спрашивает: "Ребята, а вы кто в этом мире?" Его интересует социальное устройство мира, место родителей в нем и, соответственно, то место, которое он сам сможет занять в нем в будущем. Если папа отвечает, что он просто горбатится, чтобы у ребенка все было, а мама забросила свою карьеру, чтобы водить ребенка в кружки - такие ответы ребенку не помогут. Срочно составляйте список "людей на своем месте". Тащите ребенка к ним, приглашайте таких людей из своего окружения в гости - ребенку нужны примеры. Для его будущего.

И еще ему нужен - хотя бы один - адаптивный взрослый в семье. Тот, кто искренне может сказать, что этот мир - отличное место, я занял в нем достойное место и ты тоже сможешь занять своё.

Ребенка в этом возрасте надо "намагничивать", как эбонитовую палочку...

В 10 лет ребенко уже хочет, чтобы его "отпустили". Он начинает подергивать эту веревочку, психологическую пуповину, связывающую его с родителями.

Нужно дать ему понять, что этот сигнал вы услышали. И готовы пересмотреть свой договор с ребенком - дать ему больше свободы, но одновременно с ответственностью. Если это не получается, предложить вернуться к прежним отношениям и пообещать пересмотреть договор, как только ребенок будет готов. Через полгодика, например.

И еще: детство не должно быть слишком счастливым. Иначе не захочется взрослеть...

Елена Радченко, из Санкт-Петербурга