Культура потребления культуры

Участившиеся случаи арт-вандализма породили законодательную инициативу: глава Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин предложил поправки в Административный и Уголовный кодексы, согласно которым максимальное наказание для вредителей составит 2 года тюрьмы, а самый высокий штраф – 1 миллион рублей.

Как известно, первый в мире арт-вандал Геростат, поджегший храм Артемиды в Эфесе, не забыт до сих пор. (В нашей стране — благодаря пьесе Григория Горина «Забыть Герострата», которую в своей время поставили, наверное, все театры страны).

У противников законодательной инициативы Говорухина возникает вопрос: каждый ли наш город — Эфес, а подвергаемое нападкам произведение искусства — храм Артемиды? Кто и что гарантирует необходимый процент искусства в конкретном произведении: принадлежность к творческому союзу, директор музея, театра, киностудии?

Заговорили о создании экспертного совета, который станет посредником между творцами, властью и обществом, своеобразной «пожарной командой», задачей которой станет «выработка авторитетных и обоснованных рекомендаций по любым скандальным мероприятиям и произведениям».

Отношения внутри этого треугольника (творцы — власть — общество) — не так просты. Разве не был Геростратом советский лидер Никита Хрущев, разгромивший именем народа, которому такое искусство непонятно, выставку авангардистов в Манеже в 1962-м году? Разве нет у людей, которым что-то не нравится, права выбора — не посещать то, что им поперёк горла стоит, не смотреть телевизор или вовсе не иметь его?

Мне кажется, низкая культура потребления культуры — проблема весьма болезненная. И часто она закладывается на уровне формирования контента. Например, в сфере информации. Арестован министр. До судебного решения — долгие месяцы. Но чуть ли не каждый день нас потчуют подробностями о низверженном — с нескрываемой радостью «эксклюзива», играя на самых низменных чувствах потребителя этой информации.

Или дискуссия о фильме «Матильда». Некорректно обсуждать фильм, который никто не видел. Но прокатчики выпустили трейлер... И дискуссия о том, чего не видел никто, понеслась...

...Был у нас не так давно министр образования, который полагал, что задача возглавляемого им ведомства и главное отличие от коммунистических предшественников — воспитывать грамотного потребителя, а не созидателя, не дай Бог, творческую личность. Оставалось неясным — кто должен был создавать продукты потребления — материальные и духовные? Может, их должны были ввозить уже готовыми, а российскому потребителю оставалось только грамотно вскрыть упаковку? С потреблением американского кино ровно это и случилось: по сборам в наших кинотеатрах один американский фильм соревнуется с другим, зритель жуёт попкорн, а российские фильмы не могут, как теперь говорят, «отбить» затраты...

Санкции заставили страну «очи обратить внутрь души» и задуматься о внутреннем созидании и производстве продукта. Говорят, получается. Но вот не зря мне сегодня вспомнился господин Фурсенко: что-то разладилось у нас с культурой потребления культуры...