"Образование будущего": как мы его представляем

О чем вы думаете, если вас пригласили принять участие в лаборатории "Образование будущего"? Я подумала о спикерах, видеопрезентациях, микрофонах в зале и возможности задать наболевший вопрос. Но... действительность превзошла мои ожидания: возможность полноценного высказывания получил каждый участник. О том, как это произошло, я и хочу вам рассказать.

Знакомство с участниками лаборатории началось еще на улице: на территории технопарка «Ленполиграфмаш» мы искали территорию «Точки кипения». Среди нас были: мама с подростком лет двенадцати, многодетная семья в полном составе, женщина с грудным младенцем, а также те, кого можно, скорее всего, отнести к поколению «дедушек».

Общими усилиями мы эту «Точку» нашли. Организаторы встретили нас радушно, предложили горячий чай. Народу было много, явно больше, чем предполагалось. Значит, тема образования актуальна. И не важно, кто ты — педагог, психолог, предприниматель... Главное - быть неравнодушным, иметь свою точку зрения и соотносить ее с мнениями других.

Но для начала нам всем предложили... немного порисовать, рассказав о том, с чем пришли, чем готовы поделиться, в каком состоянии пребываем. И это была очень важная часть работы, ведь она настраивала всех на коллективное творчество.

Потом мы разбились на несколько групп: детских и взрослых. Каждый участник получил возможность обдумать и высказать в нескольких словах, написав их на стикерах, свое мнение о системе образования. О том, что ему в жизни пригодилось из знаний, умений и навыков, полученных ранее. О том, чего ему в образовании не хватило, что пришлось добирать самому и чего так и не удалось достичь, но является жизненно необходимым? Эта возможность «заглянуть в себя» оказалась очень полезной и своевременной, всем удалось сформулировать то, что наболело и требовало выхода.

Далее стало еще интереснее. Модераторы зачитывали и группировали наши тезисы. Здесь многие с удивлением обнаружили, что совсем не одиноки в своих размышлениях и «претензиях» к системе образования.

И, наконец, наступил момент презентации наших коллективных представлений об образовании и о том, какие самые успешные и востребованные навыки необходимы нам и нашим детям для успешной самореализации? Тут всех порадовали и приятно удивили дети. Самый юный участник презентации рассказал о том, каким должен быть детский сад, чтобы ребенок мог себя в нем комфортно чувствовать и успешно развиваться. При чем, этот проект был адресован следующим поколениям детсадовцев, в частности, младшей сестренке автора, поскольку сам он из детсада уже выпустился, учится в школе. Ученики четвертых — пятых классов рассказали о том, что им не хватает встреч с интересными людьми, а также им необходимо, чтобы к их мнению прислушивались, с ними считались.

И то, что лаборатория «Образование будущего» ребятам такую возможность предоставила, представляется мне одним из главных ее достижений и полезных уроков.

Взрослые участники лучше узнали самих себя, обрели единомышленников и создали свои проекты «образования будущего». Многих захотелось продолжить этот полезный социальный опыт.

Елена Радченко

На снимке: участники лаборатории рисуют "образование будущего"

Фото автора

Санкт-Петербург