Родители в школе и вне её

Через пару дней откроется III съезд Национальной родительской ассоциации. Будут представлены лучшие практики родительского просвещения, состоятся встречи с министрами образования и науки,  труда и социальной защиты России, сенаторами СФ, депутатами Госдумы.

Это – хорошая возможность услышать друг друга. В том, что количество нерешенных вопросов растет, сомневаться не приходится. Чего стоит только название «круглого стола», состоявшегося  в МИА «Россия сегодня», накануне съезда: «Российский родитель: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Цитата из размышлений Родиона Раскольникова, «присвоенная» российскими родителями, звучит и провокационно, и двусмысленно. Здесь как бы режут  на корню прямую ассоциацию (путь убийцы 19 века  Раскольникова – от топора до покаяния)  и пытаются придать иной смысл. Вполне себе такой постмодернистский приём…

Очевидно, в этом можно увидеть состояние какой-то части родительской общественности, которая считает себя бессильной  влиять на школу. Но в любой приличной школе существует Попечительский Совет, который управляет не только финансами, но и в содержание учебного процесса может вмешаться. И часто школе, наоборот, не хватает толковых родителей для компетентного сотрудничества.  Может быть, все дело в бесконечных метаниях - в Минобразования, в Думе?

Кроме того, тут просматривается общая истерия родителей от собственной беспомощности перед детьми, особенно подросткового возраста. Не справляясь с психологическими проблемами детей, родители объединяются в сообщества, чтобы помогать друг другу. Перекладывают эту задачу на школу, но она тоже оказывается бессильной, потому что проблема растёт из семьи. Создается «замкнутый круг»: с одной стороны, нельзя ребёнка обидеть, он может отреагировать суицидальными намерениями, с другой - его нужно  как-то наказать, предостеречь.

Спросила у своей подруги, недавно перебравшейся из Москвы в область, в небольшой городок. Она – прекрасный учитель русского языка и литературы, после элитарной школы попала в обычную.
Вот как она оценивает проблемы такой обычной школы: «Во всех классах, начиная с пятого, есть совершенно невменяемые дети, с психологическими отклонениями. Эти дети "мешают" другим, потому что эти  другие - удивительно гармоничные, эрудированные... Директор не может ничего сделать с первыми, по разным причинам, в том числе и правовым. А школа, подобная нашей, удобна для всех типов родителей: она совсем бесплатная, многие дети рядом живут. Идёт борьба одних родителей с другими. Это было и раньше. Но я вдруг заметила, особенно в нашем городке с его высоким интеллектуальным потенциалом местных жителей, что больше становится детей истеричных... И буквально с каждой четвертью увеличивается разрыв между умными и обыкновенными детьми. И родители, и учителя чувствуют, что нужно выстраивать какую-то линию взаимоотношений между собой и детьми. Но как? Пока – только дискомфорт и общая атмосфера понижения культуры в обществе. У нас дети матерятся прямо во время урока, прямо руки опускаются у педагогов».

Как и я, подруга будет с интересом следить за дискуссиями на предстоящем съезде. И - с надеждой.