Авторские знаки, или Малоизвестные правила

Настала любимая пора тех, для кого "роман с русским языком" продолжается после школы и вуза - подготовка к всемирной акции по написанию Тотального диктанта. Хожу на бесплатные тренировки  в питерском экономическом университете, так удачно расположившемся как раз напротив Банковского мостика с его знаменитыми грифонами (кстати, они сейчас отсутствуют — находятся на реставрации).

На тренировках узнаю много интересного. И не только о языке... Ах, как же любят наши люди броситься очертя голову в дискуссию по поводу знаков препинания! Обожаемый наш тренер-преподаватель Елена Калинина вскользь замечает, что при проверке работ (а в прошлом году в Санкт-Петербурге было шесть тысч участников, нынче ожидается восемь) возникают прямо-таки драматические коллизии со школьными учителями.

Дело в том, что в основу преподавания языка в школе положена норма, как правило, не предполагающая вариантов. Если бы было иначе — ну как прикажете оценивать знания учащихся? Школа — массовая, у школьников — родители, которые изучали предмет два-три десятилетия назад, и на основе этих знание активно (иногда — агрессивно) «встревающие» в процесс. С учетом всех этих реалий школьный русский — это правильный язык, не учитывающий множество «отклонений».

Например, авторские знаки. Автор имеет право поставить запятую, тире, скобки — там, где ему это необходимо. Дело читающего или пишущего под диктовку — эту особую авторскую логику уловить. И если школа этому не учит, человек сам должен найти для себя возможность это постичь. И применить - ведь он не только "потребитель", но и сам становится автором, стоит ему только войти в собственный блог, и право на авторские знаки вступает в силу.

Кроме авторских знаков, есть еще коварные знаки препинания, необходимость которых можно понять только через контекст. Например, если «в поселке появились новые, кирпичные дома» - это означает, что до сих пор дома были деревянными или каменными. А вот если «в поселке появились новые кирпичные дома» - это означает, что к имеющимся уже домам прибавились новые. Ну как тут не восхититься языком, способным передать смысл с помощью запятой? А ведь есть еще однородность определений — не прямая, ассоциативная. И чтобы поставить запятую, надо ее «услышать»...

Также встречаются в нашей практике малоизвестные правила. Как говорит Елена Калинина, «можно травмировать человека не ошибкой, а малоизвестным правилом».

В качестве утешения всем, кто придет писать диктант 8 апреля, можно сказать, что проверяющие всегда стараются встроиться в сознание написавшего текст под диктовку. Например, когда два года назад в тексте, написанном Евгением Водолазкиным, первая фраза начиналась с воспоминания о том, как по Невскому неслась пожарная машина, некоторые участники диктанта из других регионов написали: «по-невскому». То есть как «по-прежнему»... И никто не засчитал им это за ошибку: если ты не гуляешь каждый день по Невскому проспекту и не вспомнил гуляющего по нему Гоголя, не такой уж это и грех. По современным понятиям.

Нынче питерцам снова повезло. Автор текста Леонид Юзефович предложил текст в трех частях, о трех города, в которых он жил — о Перми, Улан-Удэ и Ленинграде. Питерцы напишут третью часть диктанта.