После "Лолиты"

Фильм "Уна" - актуальный художественный комментарий к самой "неудобной" теме нашего времени - будь то скандалы с участием католических священников или инициативы наших законодателей по созданию реестров педофилов. В то время, как создаются специальные компьютерные программы по "распознаванию" склонных к сексуальному насилию над детьми людей, а сыщики в детективах бросают все силы на поимку преступников, режиссер Бенедикт Эндрюс рассказывает нам историю глазами 27-летней женщины.

Пятнадцать лет назад она, пережив стремительный роман с другом своего отца, Рэем, решилась на побег из дома.  Что же было с ней потом, как она и ее семья пережили эти события? Рэй, не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами, тогда, пятнадцать лет назад, оставил Уну в отеле одну. Он был пойман, состоялся суд, на котором девочка обращалась к нему с мучившим ее вопросом: "Куда ты ушел? Почему оставил меня?". После суда Рэй отправился в тюрьму на четыре года.

А что же было с девочкой? Как она и ее семья пережили эти события? Семья Уны приняла решение вести себя так, как будто бы ничего не случилось. Но ее папа не выдержал и вскоре скончался...

Рэй  сменил имя и местожительство, завел семью. И вот теперь ему предстоит узнать Уну - взрослую женщину. Потому что, случайно увидев его на групповой фотографии  в газете, Уна мчится к нему. Чего же она хочет: воскресить его чувство к ней, предъявить ему счет за то, что он ее растлил, отомстить?

Рэй просит ее не ворошить прошлое: он стал совсем другим, добропорядочным членом общества, любящим свою жену и продвигающимся по службе сотрудником. Зритель уже готов поверить ему, но тут Рэй роняет фразу, после которой доверие рассыпается: "Мы оба знали, на что мы идем".

Человек, перекладывающий ответственность за свои поступки на двенадцатилетнюю девочку, вряд ли способен измениться... Это понимает и Уна. Нам, зрителям, остается только ждать ее мести. Уна проникает в дом Рэя, бродит по нему и натыкается на детскую. Здесь она встречает девочку-подростка, дочку жены Рэя.

Сделаем стоп-кадр и вспомним русского писателя Владимира Набокова с его повестью "Волшебник", герой которой женится на умирающей женщине, оставляющей ему после себя двенадцатилетнюю дочь. Испытывая сильнейшее  сексуальное влечение, герой прикасается к спящему ребенку. Ребенок кричит, герой испытывает ужас, выскакивает на улицу и погибает под колесами автомобиля.

Некоторые исследователи полагают, что по своему художественному смыслу эта повесть будет посильнее "Лолиты".

Вернемся к фильму. Теперь, через "Волшебника", нам станет понятнее финальный диалог Рэя и Руны. Рэй уверяет ее, что она была и осталась единственной в его жизни юной девочкой, которую он любил. Просит ли он при этом у нее прощения или заклинает сохранить тайну его жизни, которой она мучилась все эти годы и подтверждение своей догадки нашла в детской комнате его большого нынешнего дома?

Неоднозначный, напряженный и тревожный финал...