Зачем нужна школа?

По утверждению отечественных СМИ, в России входит в моду "теневое образование". Это когда родители, полностью разочаровавшись в системе школьного образования (как государственной, та и частной), вскладчину нанимают репетиторов и создают альтернативные школьные коллективы. Руководят ими — иногда - сами, независимо от собственной подготовки. По каким методикам и чему обучать детей — тоже решают сами. Официально дети из таких школ числятся как обучающиеся на дому, большинство из них сдают в школе экзамены каждые полгода, переводятся из класса в класс.

Почему родители принимают такое не простое в исполнении решение? Причин несколько: ребенка не воспринимает и «гнобит» учитель, вслед за ним — травят одноклассники; в классе имеется ребенок, терроризирующий всех — и учителей, и одноклассников, управы на него не может найти никто; родители в силу своего мировоззрения не приемлют какие-то элементы школьного обучения.

О «плюсах» такого подхода родители рассказывают вполне убедительно. Они уберегают чадо от психологических травм, создают комфортную среду его существования и обучения. При этом, мне кажется, лишают его самого главного: признания со стороны сверстников, непредвзятой оценки его — остальными. В искусственно созданном социуме все — молодцы, герои и победители. А что представляет из себя ребенок на самом деле, кто он? Этого он никогда не узнает, если находится в теплице. Но ведь именно это необходимо ребенку для самореализации, да и для счастья, в конечном счете — признание и приятие...

В течение нескольких лет я наблюдала, например, как чувствуют себя русскоязычные дети, оказавшиеся вместе с родителями в Финляндии в школьном возрасте. Если в классе нет других русских детей, они оказываются в социальном вакууме — язык учится с трудом, «внедрение» в иную языковую среду и культуру требует определенных усилий, на которые не все способны.

Дома их подбадривают, там они получают поддержку от родителей, но, не оцененные сверстниками, становятся удивительно социально инфантильны. А это значит, что и по окончании школы им трудно будет встроиться в социум.

Примерно та же социальная инфантильность прививается и детям, обучающимися в «теневых» школах.

...Вы заметили, что в моду вошло лечение зубов у детского стоматолога под наркозом? Речь идет, заметьте, о молочных зубах. Родителей не смущает вред, который причиняет ребенку процедура «отключения». За ценой, разумеется, тоже не постоим (десять тысяч рублей за один зуб — примерно такая цена в клиниках в Москве). Родители не пытаются решить проблему менее травматично для ребенка — например, приучить его правильно чистить зубы. Или — уговорить потерпеть неизбежную во время лечения боль. По сути, родители лишь берегут собственные нервы, "откупаясь" от проблемы.